Скачать образец учетной политики сельхозпредприятия. Учетная политика сельскохозяйственных организаций макарова надежда николаевна


При применении метода «Директ-костинг»

  • Таблица 2.4.3. при применении метода «Стандарт-кост»
  • Таблица 2.4.4. Отчет о результатах по обычным видам деятельности при применении метода «Стандарт-кост»
  • 2.5. Примерный график документооборота
  • Таблица 2.5.1
  • 2.6. Примерная технология обработки учетной информации
  • 2.7. Примерный порядок проведения инвентаризации
  • 2.8. Примерный порядок организации внутреннего контроля
  • 2.9. Методы оценки активов и обязательств
  • А. Внеоборотные активы
  • Б. Материально-производственные запасы
  • В. Затраты на производство
  • Г. Дебиторская задолженность
  • Д. Кредиторская задолженность

Учетная политика сельскохозяйственного предприятия

Для них ПБУ 1/2008 в новой редакции предусматривает соблюдение определенной последовательности при рассмотрении образца для подражания (п. 7.1):

  • стандарты МСФО;
  • близкие по смыслу положения федеральных или отраслевых стандартов российского бухучета;
  • существующие рекомендации.

Вышеуказанное нововведение не единственное, внесенное в ПБУ 1/2008 приказом № 69н. Однако их целью является уточнение базовых принципов формирования учетной политики, их увязка с обновившимися положениями закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и сближение с принципами, на которых основаны стандарты МСФО, а не конкретизация способов бухучета.
Поэтому подробнее эти изменения мы рассматривать не будем. Достаточно объемные комментарии к ним приведены в информационном сообщении Минфина России от 02.08.2017 № ИС-учет-9.

Учетная политика есхн в 2018 году

Внимание

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из положений по бухгалтерского учету.


Принятая организацией учетная политика оформлена соответствующей организационно — распорядительной документацией — Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Учетная политика сельскохозяйственных предприятий

Образцы форм отчетности внутрихозяйственного подразделения

  • Отчет о затратах по обычным видам деятельности
  • Отчет о результатах по обычным видам деятельности
  • Отчет о затратах по обычным видам деятельности
  • Отчет о результатах по обычным видам деятельности
  • Отчет по операционным расходам
  • Отчет по операционным доходам
  • Отчет по внереализационным расходам
  • Отчет по внереализационным доходам
  • Приложение N 7. Образец оформления графика документооборота
  • График фактического документооборота
  • Блок-схема документооборота по участку «Растениеводство»
  • Сетевой график документооборота по участку «Растениеводство»
  • Приложение N 8.

Готовая учетная политика — образец для организации

Таким образом, сумма ежемесячных расходов составит 108.357 руб. (10.402.300 руб. / 8 лет * 12 мес.). Отражать расходы на землю «Чистое поле» вправе с июня 2017 (с момента регистрации права собственности). Если Вы совмещаете уплату ЕСХН и ЕНВД, то текст учетной политики Вам следует дополнить порядком организации раздельного учета и механизмом расчета налога в рамках каждого из применяемых налоговых режимов. Как оформить и утвердить документ Учетная политика плательщика ЕСХН оформляется в соответствии с общими требованиями.
Читайте также статью: → «Условия применения ЕСХН + инфографика, плательщики, расчет». При составлении документа действуйте согласно нижеприведенному алгоритму:

  1. Подготовьте проект документа.

Учетная политика

Важно

ФНС (не позже, чем это предусмотрено действующим законодательством). В случае, если для ведения с/х деятельности Вы приобретаете земельные участки, то срок признания расходов на их приобретение следует отразить в учетной политике.


Инфо

При этом учтите следующее: законодательство определяет срок признания расходов на землю не менее 7 лет. Пример №1. ООО «Чистое поле» занимается выращиванием и реализацией пшеницы, является плательщиком ЕСХН.


В феврале 2017 «Чистое поле» приобрело у АО «ГлавПром» земельный участок:
  • стоимость земли 10.402.300 руб.;
  • «Чистое поле» оплатило стоимость земли 04.02.17;
  • Акт на получение земли подписан 18.02.17;
  • 06.17 «Чистое поле» получило свидетельство права собственности на участок.

Согласно положений учетной политики ООО «Чистое поле», срок признания расходов на покупку земли составляет 8 лет.

ЕСХН + инфографика, расчет4. Пошаговая инструкция регистрации ЛПХ5. Налогообложение КФХ: сравнение режимов ОСНО, УСН, ЕСХН6. Как перейти на ЕСХН с общего режима и УСН? Инфографика7. Как зарегистрировать КФХ: пошаговая инструкции8. Применение ЕСХН для КФХ: инфографика, пример расчета, сроки уплаты Образец учетной политике для с/х предприятия Ниже приведен примерный образец учетной политике для с/х предприятия – плательщика ЕСХН.

Общество с ограниченной ответственностью «Хлебодар» ПРИКАЗ № 143-18/4об утверждении учетной политики для целей налогообложения г. Краснодар 26.11.2016 ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Утвердить учетную политику для целей налогообложения.
  2. Контроль за исполнением приказа возложить на главного бухгалтера Хвостова Г.Н.
  3. Срок вступления в силу учетной политики – 01.01.2017.

Приложение к приказу – учетная политика для целей налогообложения.

Учетная политика сельскохозяйственного предприятия образец

Затем в предлагаемый пример учетной политики внесли изменения, которые вступают в силу с 01.01.2018. Получившийся результат можно скачать по ссылке. Скачать образец Когда предприятия утверждают учетную политику Сначала развеем давно бытующий миф о том, что учетную политику нужно утверждать ежегодно.
На самом деле, если нет изменений, то принятую политику надо последовательно применять из года в год - ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Для организаций действуют такие сроки в части разработки и утверждения учетной политики: Ситуация Учетная политика для БУ для НУ Создание новой организации В течение не более чем 90 дней с даты регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н) Не позже даты окончания первого для организации налогового периода (п. 12 ст.

Учетная политика для сельскохозяйственного предприятия пример

Положение об инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приложение к приказу об учетной политике для целей бухгалтерского учета)

  • 1. Общие положения
  • 2. Общие правила проведения инвентаризации
  • 3. Правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств
    • Инвентаризация основных средств
    • Инвентаризация нематериальных активов
    • Инвентаризация финансовых вложений
    • Инвентаризация товарно-материальных ценностей
    • Инвентаризация незавершенного производства и расходов будущих периодов
    • Инвентаризация животных и молодняка животных
    • Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности
    • Инвентаризация расчетов
    • Инвентаризация резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов

Учетная политика сельскохозяйственного предприятия пример

Расчет и уплата ЕСХН 5. В срок до 15 июля текущего года рассчитать сумму авансового платежа по ЕСХН за отчетный период. Учетная политика сельскохозяйственного предприятия пример 2014 год Расчет осуществлять по формуле: А = (Дох – Расх) * 6%,

  • где А – сумма аванса к оплате;
  • Дох – показатель доходов за 1 полугодие текущего года по данным Книги учета доходов и расходов;
  • Расх – показатель расходов за 1 полугодие текущего года по данным Книги учета доходов и расходов.

6. В срок до 1 марта следующего года рассчитать сумму годового платежа по ЕСХН за предыдущий налоговый период.

Согласно ПБУ 1/98, учетная политика -- совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Применительно к налоговому учету се можно определить как систему элементов, приемов и методов осуществления налогового учета и составления бухгалтерской отчетности в организации.

Организационная сторона связана с выбором организационной структуры бухгалтерии, построения бухгалтерии, ее взаимосвязи с другими подразделениями. организации.

Техническая сторона учетной политики связана с:

  • -- разработкой рабочего плана счетов,
  • -- выбором способа построения учетных регистров, внутренней отчетности,
  • -- формированием документооборота,
  • -- выбором формы бухгалтерского учета,
  • -- проведением инвентаризации имущества и обязательств.

Методическая сторона учетной политики связана с определением способов:

  • -- оценки имущества и обязательств,
  • -- определения выручки от реализации продукции (работ, услуг),
  • -- способы списания производственных запасов,
  • -- способы ведения аналитического учета расходов,
  • -- начисления амортизации и т. д.

Методическая сторона учетной политики должна формироваться в разрезе отдельных видов налогов и сборов.

На выбор варианта учетной политики оказывают влияние многочисленные факторы и условия работы организации, такие, как:

  • -- вид деятельности,
  • --форма собственности (государственная, муниципальная, кооперативная, акционерная, частная и т, д.),
  • --юридический статус (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и т. д.),
  • -- уровень концентрации производства (мелкие, средние, крупные),
  • -- уровень специализации организации,
  • -- обеспеченность финансовыми ресурсами,
  • -- законы, нормативные акты,
  • -- взаимоотношения с покупателями и заказчиками, поставщика ми и подрядчиками, дебиторами и кредиторами, банками и т. д.,
  • -- отраслевая принадлежность организации,
  • -- структура управления в организации,
  • -- порядок формирования цен,
  • -- инвестиционная политика,
  • -- уровень квалификации работников бухгалтерии и руководства организации и т. д.

Такой системный подход лежит в основе оптимальной учетной политики. От нее зависит полнота учета хозяйственных операций и процессов в организации, показатели отчетности. Поэтому учетная политика организации всегда находится в центре внимания всех заинтересованных сторон, внешних (налоговых органов, кредиторов, поставщиков, акционеров и других партнеров по бизнесу) и внутренних (руководителей организации всех уровней) пользователей.

Учетная политика СПК им. Ленина Порецкого района Чувашской Республики отвечает требованиям, сформулированным во 2 разделе «Формирование учетной политики» ПБУ 1/98:

  • -- полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты), связанных с налоговым учетом,
  • -- своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в налоговом учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности) большую готовность к признанию в налоговом учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности),
  • -- отражение фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой),
  • -- тождество данных аналитического учета (по оборотам и ос таткам) данным по соответствующим счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости),
  • -- осмотрительности, выражающейся в том, что организация должна проявлять большую готовность к признанию в налоговом учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не до пуская создания скрытых резервов. Иначе говоря, к учету принимают те доходы, которые либо уже получены, либо существует высокая вероятность их получения,
  • -- существенности. Существенными считаются элементы налогового учета, без знания которых заинтересованные пользователи бухгалтерской отчетности не смогут достоверно оценить финансовое положение организации, движение денежных средств или финансовых результатов ее деятельности,
  • -- приоритета содержания над формой -- учитывать не только правовую сторону проводимой хозяйственной операции, но и их экономическую сущность (содержание) и условия хозяйствования,
  • -- непротиворечивости -- тождества данных аналитического учета остатков и оборотов данным остатков и оборотов синтетического учета на последний день каждого месяца,
  • -- рациональности -- учет должен быть экономным и рациональным (затраты на его осуществление не должны превышать его результаты) исходя из конкретных условий хозяйствования и величины организации.

При формировании учетной политики были соблюдены выше названные принципы, требования и допущения. В частности, применяются следующие допущения:

  • -- активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций. Это допущение имущественной обособленности вытекает из п. 2 ст. 8-ФЗ РФ «О бухгалтерском учете» и означает, что предприятие должно учитывать в балансе организации только собственное имущество. Однако в соответствии с ФЗ от 29.01.1998 г № 164-ФЗ «О лизинге» на балансе организации учитывается также имущество, предоставленное ей по договору лизинга;
  • -- организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение не прерывности деятельности);
  • -- принятая организацией учетная политика должна применяться последовательно от одного отчетного года к другому. Это допущение последовательного применения учетной политики. От его соблюдения зависит достоверность бухгалтерского учета. Однако это не безусловное допущение. Возможны отклонения от него по объективным причинам;
  • -- факты хозяйственной деятельности организации относятся к отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Это допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Возможны отклонения от данного допущения.

При формировании учетной политики организации, исходя из допущений, отличных от предыдущих, такие допущения вместе с при чинами их применения раскрываются в бухгалтерской от четности.

Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация указывает на такую неопределенность и однозначно описывает, с чем она связана.

Существенные способы ведения налогового учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год.

Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в ней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской от четности за предшествующий год.

Изменения в учетной политике оформляются соответствующим приказом (распоряжением). Они должны вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом утверждения соответствующим распорядительным документом.

Учетная политика была сформирована в соответствии с таки ми документами, как:

Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфина России от 9Л2.1998п№60н;

Приказ Минфина России от 28.06.2000 г № 60н «О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций»;

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 г № 34н;

Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая);

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению. Приказ МФ РФ от 31.10,2000 п № 94н;

ПБУ с первого по пятнадцатое.

Учетную политику формирует главный бухгалтер организации, а утверждает руководитель организации, до начала нового отчетного года (периода), издавая приказ. Применяется она с 1 января года, следующего за годом ее утверждения.

Учетная политика сельскохозяйственного предприятия, анализируемого в данной работе, представлена в приложении 1.

Обычно на предприятиях для учета налогов используют три счета, а именно:

счет 09 «Отложенные налоговые активы»,

счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»,

счет 77 «Отложенные налоговые обязательства».

На исследуемом в данной работе предприятии используется только счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», так как на предприятии нет налогового учета в соответствии с Положением об учетной политике СПК им. Ленина Порецкого района Чувашской Республики на 2006 г. от 10.03.2006 г. (Приложение 1)

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетом по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации.

Счет 68 кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки»-на сумму налога на прибыль, со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на сумму подоходного налога и т.д.).

По дебету счета 68 отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет. Аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов.

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» корреспондирует со счетами:

по дебету по кредиту

19 Налог на добавленную 08 Вложения во внеоборотные

стоимость по приобретенным активы

ценностям 10 Материалы

  • 50 Касса 11 Животные на выращивании
  • 51 Расчетные счета и откорме
  • 52 Валютные счета 15 Заготовление и приобретение
  • 55 Специальные счета материальных ценностей

в банках 20 Основное производство

66 Расчеты по краткосрочным 23 Вспомогательные производства

кредитам и займам 26 Общехозяйственные расходы

67 Расчеты по долгосрочным 29 Обслуживающие производства

кредитам и займам и хозяйства

  • 41 Товары
  • 44 Расходы на продажу
  • 51 Расчетные счета
  • 52 Валютные счета
  • 55 Специальные счета в банках
  • 70 Расчеты с персоналом по оплате труда
  • 75 Расчеты с учредителями
  • 90 Продажи
  • 91 Прочие доходы и расходы
  • 98 Доходы будущих периодов
  • 99 Прибыли и убытки

СПК им. Ленина в связи с переходом на уплату единого сельскохозяйственного налога был освобожден от обязательств по уплате таких налогов, как налог на прибыль организации, налог на имущество организаций, единого социального налога. Также СПК им. Ленина не признается налогоплательщиком налога на добавленную стоимость. Кооператив выполняет обязательства по уплате трех налогов: земельного, транспортного, единого сельскохозяйственного, - в местный бюджет. Данные налоги являются местными налогами.

По данным отчетного 2006 года единый сельскохозяйственный налог не был начислен в связи с превышением расходной части над доходной, то есть в данном случае отсутствует база для исчисления налога. Ставка налога составляет 6 процентов.

По транспортному налогу сумма выплаты составила в 39558 рублей по 15 транспортным средствам. На остальные транспортные средства кооператива распространяются налоговые льготы, так как они используются при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

По земельному налогу сумма выплаты составила 27914 рублей. Налоговая ставка составляет 0,3 процента.

Для учета налогов на предприятии применяются три счета, а именно: счет 09 «Отложенные налоговые активы», счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», счет 77 «Отложенные налоговые обязательства». На исследуемом в данной работе предприятии используется только счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», так как на предприятии нет налогового учета в соответствии с Положением об учетной политике СПК им. Ленина Порецкого района Чувашской Республики на 2006 г. от 10.03.2006 г. (Приложение 1)

Как составить учетную политику сельхозорганизации

Неформальный подход к разработке учетной политики позволит организовать оптимальную систему ведения бухгалтерского и налогового учета и, как следствие, избежать сельскохозяйственной организации возможных негативных последствий.

Учетная политика…

Утверждать следует две учетные политики: бухгалтерскую и налоговую.

…для целей бухгалтерского учета

Определение учетной политики для целей бухгалтерского учета дается в ПБУ 1/98.

Готовая учетная политика — образец для организации

Там сказано, что учетная политика — это совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. В этом документе раскрываются методы оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Примечание. ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" утверждено Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. N 60н.

…для целей налогового учета

Учетная политика для целей налогового учета — это совокупность способов первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения факторов хозяйственной деятельности для отражения в расчете налогооблагаемой базы. К способам ведения учета относится систематизация данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных по правилам гл. 25 Налогового кодекса РФ с применением аналитических регистров учета.

Составляем учетную политику

Особое внимание при разработке положения об учетной политике следует уделить тем моментам, которые неоднозначно трактуются действующим законодательством.

Учетная политика сельскохозяйственной организации должна включать следующие элементы:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета;
  • правила документооборота и технологию обработки учетной информации;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
  • другие решения, необходимые для организации учета активов и обязательств сельхозпредприятия.

Примечание. Можно ли менять учетную политику?

В течение года учетную политику можно изменить, если:

  • изменяется законодательство РФ или нормативные акты по бухгалтерскому учету;
  • сельскохозяйственная организация разработала новые способы ведения бухгалтерского учета, применение которых предполагает более достоверное отражение фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности этой организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
  • существенно изменились условия деятельности, что, в свою очередь, может быть связано со сменой собственников, с реорганизацией, с изменением видов деятельности.

Рабочий план счетов

Первым шагом при формировании учетной политики сельхозпредприятия является утверждение рабочего плана счетов. Он составляется на основе типового Плана счетов, утвержденного Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, а также на основании Методических рекомендаций, которые утверждены Приказом Минсельхоза России от 6 июня 2003 г. N 792.

Грамотно продуманный план счетов значительно повышает уровень точности учетной информации и сокращает трудозатраты на всех участках бухучета.

Если в типовом Плане отсутствуют счета бухгалтерского учета, необходимые для деятельности сельскохозяйственной организации, она может ввести в рабочий план дополнительные синтетические счета самостоятельно, используя свободные коды. Но при этом введение таких счетов должно быть согласовано с Минфином России.

Система документооборота

Сельскохозяйственная организация должна утвердить систему документооборота, которая координирует следующие вопросы:

  • порядок создания первичных учетных документов;
  • контроль правильности заполнения форм первичных учетных документов;
  • порядок и сроки передачи первичных учетных документов в бухгалтерию;
  • порядок передачи документов в архив.

При этом в учетной политике можно предусмотреть, что график документооборота оформляется либо как приложение к учетной политике, либо как отдельный самостоятельный документ. Работу по составлению такого графика организует главный бухгалтер. Утверждается график приказом руководителя организации.

Формы первичных учетных документов

Следующий этап — утверждение первичных документов. Для сельскохозяйственных предприятий этот раздел весьма актуален, ведь в хозяйствах, занимающихся производством сельхозпродукции, применяется огромное количество форм первичной документации. Задача руководства — сформировать перечень документов применительно к конкретному предприятию.

Примечание. Специализированные формы первичной учетной документации утвердил Минсельхоз России Приказом от 16 мая 2003 г. N 750.

Если же необходимо составить документ, для которого унифицированная форма не предусмотрена, то при его создании нужно помнить, что его обязательными составляющими являются: наименование документа, дата составления, наименование организации, содержание хозяйственной операции, наименование должностей, подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления.

Например , в качестве такого документа можно назвать акт о выходе продукции собственного производства в растениеводстве. Типовая форма для него не предусмотрена, однако его наличие является важной составляющей производственного и учетного процессов. Значит, его форма должна быть разработана по всем правилам бухгалтерского учета.

Порядок проведения инвентаризации

Для сельскохозяйственных организаций раздел учетной политики, который устанавливает порядок проведения инвентаризаций, является одним из важных.

Так, например, списать естественную убыль сельскохозяйственной продукции при ее хранении можно только после инвентаризации товаров на основе соответствующего расчета. Отметим, что по опыту аудиторских проверок многие сельхозпредприятия списывают естественную убыль без проведения инвентаризаций. А это недопустимо. И при налоговых проверках чиновники такие расходы признают необоснованными. Инвентаризация относится к способам ведения бухгалтерского учета, и порядок ее проведения является одним из приложений к учетной политике.

Выбор способов ведения бухгалтерского учета

Этот раздел учетной политики должен быть посвящен выбору метода ведения учета. Здесь сельскохозяйственная организация должна определить способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции и т.д. Для каждого из участков бухгалтерского учета в организации выбирается один вариант учета из множества предложенных, и такой выбор будет играть значительную роль в системе всего учета на предприятии.

Примечание. Внимание: вам помогут предыдущие номера

О том, какие моменты следует учесть при составлении учетной политики, мы писали в прошлых номерах журнала "Учет в сельском хозяйстве" за 2006 г.

Так, о том, какие нюансы нужно отразить при формировании резервного фонда предстоящих расходов на ремонт основных средств, вы можете прочесть в статье, которая опубликована в третьем номере журнала на странице 28.

А о том, что нужно предусмотреть при определении момента и сроков полезного использования для амортизации активов, мы рассказали в статье второго номера журнала на странице 53.

Следует ли восстанавливать НДС при смене спецрежима? Это также зависит от того, как составлена учетная политика сельхозпредприятия. Подробно об этом написан материал, опубликованный во втором номере на странице 44.

Какие обстоятельства следует оговорить в учетной политике в разделе формирования себестоимости бухгалтеру мукомольного производства, рассказано в статье первого номера на странице 69.

Отметим, что в структуре разделов учетной политики особое внимание следует уделить методам и способам формирования расходов и доходов, правильности отнесения их в структуру затрат на производство сельскохозяйственной и прочей продукции, выполнение работ и услуг, незавершенное производство, расходы будущих периодов, списание на формирование стоимости ТМЦ и основных средств.

Оптимальный выбор учета на тех или иных участках учета дает возможность внести четкий порядок в учет сельскохозяйственной организации.

Формирование налоговой политики

В данном разделе организация может отразить существенные организационно-технические аспекты учетной политики для целей налогообложения, в частности по данному разделу можно указать структуру, которая организует и ведет налоговый учет в организации.

Обязанность по составлению и принятию учетной налоговой политики закреплена:

  • в ст.

    167 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость";

  • в ст. 313 гл. 25 "Налог на прибыль организаций".

Чиновники часто призывают налогоплательщиков самостоятельно определять в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Одним из таких примеров может служить Письмо Минфина России от 28 сентября 2006 г. N 03-03-02/230. Поэтому продуманная учетная политика сельскохозяйственного предприятия для целей налогообложения может помочь избежать многих спорных ситуаций на практике. Когда споры с проверяющими доходят до суда, то учетная политика может послужить мощным аргументом в пользу организации.

Утверждаем учетную политику

Рассматриваемый документ формируется и принимается до наступления нового финансового года и применяется последовательно из года в год.

Потому что, например, ПБУ 1/98 не содержит требования о ежегодном составлении учетной политики или ежегодном продлении действующей новым приказом. То есть если ваше предприятие не вносит никаких изменений в учетную политику, то утверждать новую политику нет необходимости.

Что же с налоговым учетом? По правилам ст. 313 Налогового кодекса РФ сельхозпредприятие должно самостоятельно организовать учет исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета.

Бухгалтерскую и налоговую учетную политику можно утвердить одним приказом или распоряжением руководителя сельскохозяйственной организации. Приведем примерную форму такого приказа.

——————————————————————¬
¦ Утверждено <*> ¦
¦ Решение совета директоров¦
¦ ОАО "Содружество" ¦
¦ 31 декабря 06 ¦
¦ от "—" ——- 20— г. ¦
¦ ¦
¦ Приказ N 132 ¦
¦ 31 декабря 06 ¦
¦Москва от "—" ——- 20— г.¦
¦ ¦
¦"Об утверждении Положения ¦
¦об учетной политике для целей ¦
¦бухгалтерского учета и налогообложения" ¦
¦ ¦
¦Руководствуясь положениями п. 3 ст. 6 Федерального закона от¦
¦21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 5 ПБУ¦
¦1/98 "Учетная политика организации", утвержденного Приказом¦
¦Минфина России от 9 декабря 1998 г. N 60н, а также частью второй¦
¦Налогового кодекса РФ, ¦
¦ приказываю: ¦
¦ ¦
¦утвердить прилагаемое положение об учетной политике для целей¦
¦бухгалтерского и налогового учета на 2007 г. в¦
¦ОАО "Содружество". ¦
¦ ¦
¦Генеральный директор Грибков ¦
¦ОАО "Содружество" ——- (В.И. Грибков)¦
L——————————————————————<*> Примечание. Приказ об утверждении положения об учетной политике принимается решением совета директоров сельскохозяйственной организации, если уставом или другим внутренним документом такая процедура предусмотрена.

Т.В.Барышева

Генеральный директор

ООО "ТЕЛЕФЛОТ КОНСАЛТИНГ"

Хозяйство не имеет подразделений, выделенных на отдельный баланс. Хозяйство имеет три подразделения: растениеводство; животноводство; промышленное производство. Кроме того, организовано вспомогательное производство: машинно-тракторный парк; автотранспорт; энергетическое производство.

Рабочий план счетов составлен на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета РФ и содержит синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. Рабочий план счетов, разработанный СХПК «Хоринский» для отражения всех хозяйственных операций, представлен в приложении.

Все хозяйственные операции подлежат оформлению оправдательными документами, которые являются первичными учетными документами. Первичные учетные документы являются основной для сплошного документирования всех хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета. Для отражения хозяйственных операций используются межведомственные унифицированные формы первичных документов, утвержденные Госкомстатом РФ, ведомственные типовые формы.

Согласно учетной политике хозяйства, составление первичных документов осуществляется в момент совершения операции, а если это невозможно, то сразу после ее завершения. Заполнение документов осуществляется ручкой. Свободные строки в первичных документах прочеркиваются знаком Z. Своевременность и качественное оформление первичных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных документов составляются накопительные и сводные учетные документы.

Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускаются, в остальные первичные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали первичные документы, с указанием даты внесения исправлений.

Документы, заполненные с нарушением правил не принимаются к бухгалтерскому учету и не могут служить основанием для отражения хозяйственных операций в сводных учетных документах и регистрах бухгалтерского учета.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов, определен руководителем хозяйства и главным бухгалтером.

Для обобщения, классификации, накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, и отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности, применяются регистры синтетического и аналитического бухгалтерского учета журнально-ордерной формы учета (смотрите приложение 2).

Оценка имущества и обязательств производится в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении в рублях.

Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку, доставку и приведению его в состояние готовности к использованию по назначению; имущества, произведенного в самом хозяйстве - по стоимости его изготовления.

Начисление амортизации основных средств производится независимо от результатов хозяйственной деятельности хозяйства в отчетном периоде.

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности хозяйство проводит инвентаризацию имущества и обязательств путем проверки фактического наличия объектов инвентаризации и документальной проверки наличия, качества объекта.

При выявлении расхождений между фактическим наличием объекта инвентаризации и данными бухгалтерского учета предусмотрен следующий порядок отражения расхождений:

  • 1) основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество оказавшееся в излишке, подлежит оприходованию и зачислению на результаты хозяйственной деятельности хозяйства;
  • 2) убыль ценностей в пределах норм, законодательно установленных, относится на затраты производства продукции;
  • 3) недостача материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а так же порча сверх норм естественной убыли относится на виновных лиц. В тех случаях, года виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на финансовый результат хозяйства.

Обязательная инвентаризация имущества и обязательств хозяйства проводится в случаях

  • 1) передачи имущества в аренду, продаже, а также при преобразовании хозяйства;
  • 2) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • 3) при смене материально-ответственных лиц;
  • 4) при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • 5) в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • 6) при ликвидации хозяйства.

Учетной политикой хозяйства предусмотрено проведение внеплановых инвентаризаций, сроки , проведения которых устанавливает руководитель хозяйства.

Текущий учет хозяйственных операций осуществляется по следующим правилам.

Учет основных средств хозяйства ведется на счете 01 «Основные средства».

Амортизация по основным средствам определяется линейным методом износа на первоначальную балансовую стоимость. Для отражения начисленной амортизации используется счет 02 «Амортизация основных средств».

Учет материалов и других производственных запасов ведется на счете 10 «Материалы». Учет на счете организуется по субсчетам (однородным группам материалов), а внутри каждого субсчета по материально-ответственным лицам. С материально-ответственными лицами заключен договор о полной материальной ответственности за имущество, находящееся в ведении лица.

Учет расходов, связанных с приобретением материально-производственных запасов осуществляется на отдельном аналитическом счете, открываемом к счету 10 «Материалы».

Учет производственных затрат осуществляется на балансовом счете 20 в разрезе структурных подразделений, видов продукции, оказываемых услуг, по элементам затрат.

Учет общепроизводственных расходов осуществляется на счете 25 «Общепроизводственные расходы», по статьям, с выделением субсчетов, соответствующих субсчетам учета производственных расходов.

Учет общехозяйственных расходов ведется на счете 26 «Общехозяйственные расходы» по статьям затрат. Распределение накладных расходов производится пропорционально прямым затратам, связанным с производством продукции, за минусом семян в растениеводстве, кормов в животноводстве, сырья в промышленном производстве.

Распределяемые расходы подлежат включению в расходы того периода, к которому они относятся, не зависимо от времени их возникновения.

Учет расходов, связанных с продажей продукции хозяйства, т.е. коммерческие расходы, относятся прямо на счет 90 «Продажи», без использования специального счета. Признание выручки от продажи продукции происходит в момент отгрузки продукции.

Выдача подотчетных сумм может производиться только на командировочные расходы или на хозяйственные нужды.

Работник, получивший подотчетную сумму, обязан отчитаться в трехдневный срок. В случае возврата не всего остатка подотчетной суммы в кассу хозяйства, бухгалтерия имеет право удержать невозвращенную сумму из оплаты труда работника хозяйства.

На основании данных синтетического и аналитического учета бухгалтерская отчетность составляется по форме и в объеме, определяемом законодательством. Бухгалтерская отчетность состоит из промежуточной и годовой. Промежуточная отчетность составляется нарастающим итогом с начала отчетного года. Отчетным годом считать календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Хранение всех документов, составленных в хозяйстве и полученных от контрагентов, в соответствии с законодательством, регулирующим ведение бухгалтерского учета, должны храниться определенный период времени, но не менее пяти лет.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) учетная политика СХПК «Хоринский» может быть изменена и (или) дополнена в следующих случаях:

  • 1) изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  • 2) разработки хозяйством новых способов ведения бухгалтерского учета;
  • 3) существенного изменения условий деятельности.

Учетная политика подписана руководителем хозяйства и главным бухгалтером.

Введение

1. Сущность и значение понятия «учетная политика» 12

1.1. Понятие учетной политики организаций 12

1.2. Финансовая (бухгалтерская) отчетность организаций как информационная база для проведения анализа 26

1.2.1. Сущность, структура и особенности составления бухгалтерской (финансовой) отчетности 26

1.2.2. Влияние положений учетной политики на формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности 38

1.3. Значение финансовой отчетности предприятий для основных пользователей финансовой отчетности 48

2. Влияние специфики сельскохозяйственного производства на учетную политику организаций 57

2.1. Влияние особенностей отрасли на учет и налогообложение 57

2.2. Учетная политика сельскохозяйственной организации и ее влияние на информационное обеспечение финансового анализа 65

2.2.1. Разделы учетной политики, не оказывающие влияния на показатели отчетности 65

2.2.2. Разделы учетной политики, оказывающие влияние на показатели отчетности 69

2.2.2.1. Способ оценки (переоценки) объектов бухгалтерского учета 70

2.2.2.2. Порядок амортизации активов 74

2.2.2.3. Порядок списания стоимости материально-производственных запасов 82

2.2.2.4. Механизм формирования и списания затрат в расходы будущих периодов 87

2.2.2.5. Порядок создания резервов 88

2.2.2.6. Механизм калькуляционного учета 92

2.2.2.7. Оценка незавершенного производства 97

2.2.2.8. Порядок учета доходов будущих периодов 99

2.2.2.9. Разделение материальных средств труда на основные средства и инвентарь, учитываемый в составе материально-производственных запасов 100

2.3. Влияние учетной политики на финансовое состояние сельскохозяйственных организаций 105

3. Особенности формирования учетной политики (на примере сельскохозяйственных организаций Клетского района Волгоградской области) 114

3.1. Организационно-экономическая характеристика предприятий Клетского района Волгоградской области 115

3.2. Анализ финансовой устойчивости и ликвидности баланса сельскохозяйственных организаций Клетского района Волгоградской области 122

3.2.1. Горизонтальный и вертикальный анализ балансов сельскохозяйственных организаций Клетского района Волгоградской области 123

3.2.2. Анализ финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций Клетского района Волгоградской области 133

3.2.3. Анализ ликвидности баланса сельскохозяйственных организаций Клетского района Волгоградской области 139

3.3. Учетная политика сельскохозяйственных организаций Клетского района Волгоградской области 144

Выводы и предложения 167

Список литературы 172

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Постепенный переход экономики России к условиям рынка привел к тому, что коренным образом изменились требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности, а значит и к системе бухгалтерского учета в целом.

Прежде всего, это связано с тем, что изменился состав пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности. Если раньше основными пользователями отчетности предприятий были контролирующие ведомства, как правило, государственные, то в рыночных условиях к органам контроля добавились пользователи социального характера: экологические формирования, общественные объединения и т.п. Однако наиболее заинтересованные пользователи финансовой отчетности в настоящее время -это потенциальные инвесторы. Если в отношении первых двух категорий пользователей экономические субъекты не испытывают никакой заинтересованности, то интерес третьей группы является одной из главных целей формирования финансовой отчетности предприятий. Именно на эту категорию пользователей ориентирована отчетность организаций и система ее формирования. Основой составления финансовой (бухгалтерской) отчетности является бухгалтерский учет, который может быть отрегулирован путем применения такого инструмента как учетная политика.

Сельскохозяйственные организации, как показывает сложившаяся практика, уделяют мало внимания учетной политике. Однако использование данного инструмента может дать возможность повысить привлекательность экономических субъектов, работающих в агропромышленном комплексе, и тем самым, активизировать поток капиталовложений в отрасль. Учетная политика сельскохозяйственных организаций, в которой будут учтены особенности отраслевого производства в целом, региональная специфика, свойства, присущие отрасли, позволит представить финансово-экономическое положение хозяйства в наиболее выгодном для них свете.

Вышеперечисленные обстоятельства предопределяют актуальность темы диссертационного исследования и позволяют сформулировать его основные цели и задачи.

Степень изученности проблемы. Вопросом влияния учетной политики на показатели финансовой отчетности в разное время занимались Ж. Бурнисьен, Р. Делапорт, Ж. Дюмарше, П. Лассек, Р. Обер, Ж. Савари, Ж. Фламминк, В. Зомбарт, В. Ригер В. Швайкер, И. Шер, О. Шмаленбах, Б. Нидлз, X. Андерсон, Д. Колдуэлл, Р. Энтони, Дж. Рис, Э.С. Хендриксен, М.Ф. Ван Бреда, М.Р. Мэтьюс, М.Х.Б. Перера и др.

В теоретической школе и бухгалтерской практике России данная проблема исследовалась в трудах И.Р. Николаева, А.П. Рудановского и др. Среди современных отечественных авторов особо следует выделить работы Я.В. Соколова, Л.З. Шнейдмана, С.А. Николаевой, М.З. Пизенгольца. Кроме того, проблемы учетной политики в той или иной степени отражены в работах и изданиях последних лет таких авторов, как: Р.А. Алборов, А.С. Бакаев, П.С. Безруких, СМ. Бычкова, Н.Г. Волков, В.В. Ковалев, Н.П. Кондраков, М.И. Кутер, А.Д. Ларионов, В.А. Луговой, В.И. Макарьева, Д.В. Маслова, Е.А. Мизиковский, В.Д. Новодворский, В.Ф. Палий, В.В. Патров, В.И. Петрова, М.Л. Пятов, П.В. Смекалов, А.Я. Фридланд, Л.П. Хабарова, Л.С. Ханамирова, А.Н. Хорин, Т.А. Шнайдерман и др.

Цель и задачи диссертационной работы. Целью исследования является изучение вариантов ведения бухгалтерского учета на сельскохозяйственных предприятиях в соответствии с принятой учетной политикой для формирования в финансовой отчетности наиболее объективной информации об организации; анализ влияния учетной политики на формирование отдельных показателей бухгалтерской отчетности как информационной базы для проведения финансового анализа и выработки объективных управленческих решений. Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:

Изучение и систематизация факторов, определяющих учетную политику,

раскрытие предпосылок ее возникновения и аспектов формирования;

Исследование принципов, лежащих в основе построения учетной политики;

Изучение финансовой (бухгалтерской) отчетности как информационной базы для проведения анализа;

Оценка влияния выбора учетной политики на финансовую отчетность сельскохозяйственных предприятий;

Исследование взаимосвязи положений учетной политики и показателей анализа финансовой отчетности;

анализ применяемой сельскохозяйственными предприятиями учетной политики в целях определения ее недостатков и формирования наиболее обоснованной для данных хозяйств учетной политики.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования выступает разработка критериев формирования учетной политики для сельскохозяйственных организаций. Объектом исследования являются предприятия Клетского района Волгоградской области как экономические субъекты, заинтересованные в улучшении финансового положения и следовательно, повышении инвестиционной привлекательности.

Информационную базу научного исследования составили нормативные акты, регулирующие ведение межотраслевого бухгалтерского учета, нормативные и информационные документы, принятые Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в области регулирования бухгалтерского учета и отчетности, годовые отчеты предприятий Клетского района Волгоградской области.

Теоретической и методологической основой диссертации послужили труды ведущих ученых в области бухгалтерского учета, законодательные и нормативные документы Российской Федерации, такие как Налоговый кодекс, Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», Методические

При решении определенных в диссертационном исследовании задач применялись методы финансового анализа, сводки и группировки, сравнения, графический, моделирование и т.д.

Проведенное исследование и разработка комплекса теоретических и практических положений по вопросам формирования учетной политики в сельскохозяйственных предприятиях и ее раскрытию в финансовой отчетности позволили сформулировать основные положения диссертации, выносимые на защиту.

Научная новизна работы сводится к разработке типовой учетной политики и методики ее формирования, позволяющей стимулировать инвестиционную привлекательность сельскохозяйственных организаций. Основные положения могут быть сведены к следующему: -определено значение финансовой (бухгалтерской) отчетности сельскохозяйственных организаций как информационной базы для потенциальных пользователей; - исследовано влияние специфики сельского хозяйства на формирование учетной политики организаций отрасли; -установлено влияние положений учетной политики на показатели финансовой (бухгалтерской) отчетности; -разработана типовой учетной политики для сельскохозяйственных организаций на основании результатов проведенного анализа.

Научно-практическая значимость заключается в разработке рекомендаций по созданию эффективного механизма формирования учетной политики, который может быть использован широким кругом сельскохозяйственных организаций в целях представления наиболее полной информации о финансовом состоянии предприятия, удовлетворяющей как заинтересованного пользователя (потенциального инвестора), так и предприятие, которому

необходимо привлечение капитала.

Апробация работы. Материалы диссертации рассматривались на научно-практических конференциях Санкт-Петербургского аграрного

университета, Иркутской государственной сельскохозяйственной академии, а также применяются в практической деятельности сельскохозяйственных предприятиях Клетского района Волгоградской области.

Публикации. Основные положения работы нашли отражение в 4 опубликованных работах, общим объемом 15,7 п.л.

1. Макарова Н.Н. Учетная политика организации. - СПб: СПбГАУ, 2004. -3,8 п.л., у - 2. Макарова Н.Н. Анализ учетной политики сельскохозяйственных производственных кооперативов (на примере предприятий Клетского района Волгоградской области) // Сборник научных трудов «Проблемы развития агропромышленного комплекса». - СПб.: СПбГАУ, 2004. - 0.4 п.л.

3. Макарова Н.Н. Факторы и условия, влияющие на выбор и обоснование учетной политики // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы организационно-экономических отношений в АПК».

Иркутск: ИСЭМ СО РАН, 2004. - 0,2 п.л.

4. Макарова Н.Н. Влияние учетной политики на показатели отчетности и

аналитичность отчетной информации // Экономика и финансы. - 2004. - № 16.-0,5 п.л.

5. Макарова Н.Н. Учетная политика сельскохозяйственных организаций / Под ред. СМ. Бычковой. - СПб.: СПбГАУ, 2004. - 10,4 п.л.

6. Макарова Н.Н. Механизм калькуляционного учета в сельскохозяйственных предприятиях // Экономика и финансы. - 2004. - 18. - 0,4 п.л.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, списка использованной литературы, содержит 16 таблиц, 6 рисунков и 8 формул, 25 приложений.

В первой главе «Сущность и значение понятия «учетная политика» рассматривается понятие учетной политики организаций, финансовая (бухгалтерская) отчетность организаций как информационная база для проведения анализа, значение финансовой отчетности предприятий для основных пользователей финансовой отчетности и взаимосвязь учетной политики, отчетности и показателей анализа.

Во второй главе «Влияние специфики сельскохозяйственного производства на учетную политику организаций» рассматривается влияние особенностей отрасли на учет и налогообложение, особенности учетной политики сельскохозяйственных организаций и ее воздействие на информационное обеспечение финансового анализа, а также на финансовое состояние сельскохозяйственных организаций.

В третьей главе «Особенности формирования учетной политики (на примере сельскохозяйственных организаций Клетского района Волгоградской области)» рассмотрена организационно-экономическая характеристика предприятий Клетского района Волгоградской области, проведен анализ их финансовой устойчивости и ликвидности баланса. На основании проведенного анализа предложена типовая учетная политика, позволившая учесть специфику предприятий района, их организационно-экономические особенности, финансовое и имущественное положение.

В заключении приведены основные выводы и результаты проведенного исследования.

В прилодісепиях представлена рекомендуемая учетная политика для предприятий Клетского района Волгоградской области и аналитические таблицы, позволившие проанализировать финансовое положение предприятий с целью формирования учетной политики наиболее соответствующей экономическому, имущественному и финансовому положению данных организаций.

Финансовая (бухгалтерская) отчетность организаций как информационная база для проведения анализа

Основным источником информации о предприятии, в том числе и о сельскохозяйственном, особенно для внешних пользователей, является отчетность.

Отчетностью, согласно ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», считается «единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам» .

Отчетность предприятия содержит информацию, которая может быть использована для принятия управленческих и финансовых решений.

Как справедливо утверждает В.В. Ковалев «Цели бухгалтерской отчетности определяются потребностями пользователей. Поэтому она должна содержать данные о результатах финансово-хозяйственной деятельности, а также о текущем финансовом положении и происшедших в нем изменений за отчетный период» .

Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности, определены Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и Положением «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).

К этим требованиям относятся: достоверность и полнота, нейтральность, целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность оформления. Они являются дополнительными по отношению к допущениям и требованиям, раскрытым в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/98). Только в случае соблюдения всех этих требований можно говорить об отчетности предприятий как об адекватном источнике информации для проведения анализа.

Информационная база для проведения комплексного экономического анализа на предприятиях сельского хозяйства намного шире, чем отчетность организаций других отраслей, так как сельскохозяйственные предприятия составляют отчеты по формам и инструкциям (указаниям), утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации, а также Министерством сельского хозяйства РФ. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству в целом.

Квартальная отчетность сельскохозяйственных предприятий не отличается от отчетов других организаций и состоит из двух основных форм: формы № 1 «Бухгалтерский баланс» и формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Годовой отчет сельскохозяйственных предприятий существенно отличается от отчетности прочих организаций и кроме типовых пяти форм, которые заполняют бухгалтеры всех других предприятий, бухгалтерия предприятий аграрной сферы должны подготовить и сдать в органы Госкомстата и Минсельхоза РФ необходимый набор специализированных форм отчетности для сельскохозяйственных предприятий.

Типовые формы бухгалтерской отчетности организаций, а также указания о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Годовой отчет любого предприятия включает в себя следующие документы:

1) форма №1 «Бухгалтерский баланс»

2) форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»

3) форма № 3 «Отчет об изменениях капитала»

4) форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»

5) форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»

6) Пояснительная записка к бухгалтерскому отчету

7) Итоговая часть аудиторского заключения

Сельскохозяйственные предприятия, кроме того, составляют отчеты по специализированным формам. В 2002 году специализированных форм, утвержденных приказом Минсельхоза РФ, было девять1.

1. форма № 5-АПК «Численность и фонд заработной платы работников сельскохозяйственных организаций»;

2. форма № 7-АПК «Отчет о реализации сельскохозяйственной продукции»;

3. форма № 8-АГЖ «Отчет о затратах на основное производство»;

4. форма № 9-АПК «Отчет о производстве и себестоимости продукции растениеводства»;

5. форма № 10-АПК «Отчет о средствах целевого финансирования»

6. форма №13-АПК «Производство и себестоимость продукции животноводства»;

7. форма № 15-АПК «Наличие животных»;

8. форма № 16-АПК «Баланс продукции»;

9. форма № 17-АПК «Отчет о сельскохозяйственной технике и энергетике». Специализированные формы служат для получения более полной информации о производстве, себестоимости и реализации сельскохозяйственной продукции, численности работающих, наличии земель и животных на предприятии.

Важнейшим источником информации традиционно выступает бухгалтерский баланс - он объективно связан с отражением финансовых результатов и имущественного состояния, поскольку именно в нем представлены основные показатели, отражающие положение предприятия. Баланс часто называют отчетом о финансовом положении предприятия.

Влияние особенностей отрасли на учет и налогообложение

Отрасль сельского хозяйства является нетипичной отраслью экономики. Специфика деятельности сельскохозяйственных предприятий обусловлена множеством факторов и проявляется в самых различных направлениях деятельности. На систему бухгалтерского учета и финансовой отчетности оказывают влияние особенности, присущие отрасли. Их можно условно разделить на две основные группы.

1. Особенности, сложившиеся естественным путем, под влиянием факторов, обусловливающих специфику отрасли.

а) Технологические особенности, связанные с сезонностью производства. Они оказывают влияние на показатели бухгалтерского учета и отчетности в течение финансового года. Сезонность производства приводит к тому, что в различное время в сельскохозяйственных предприятиях структура активов и пассивов может быть абсолютно разная. Это связано с отраслевой направленностью конкретного предприятия, обеспеченностью ресурсами, месторасположением. Сезонность производства в растениеводческих и животноводческих предприятиях также может различаться. Это зависит от производственного цикла и приводит в разных случаях к отличным друг от друга показателям оборачиваемости капитала и структуре баланса.

Так, предприятия, у которых превалирует производство растениеводческой продукции, в период формирования отчетности за первый квартал и за полугодие, имеют значительную долю незавершенного производства, которая возрастает в зависимости от вложений под урожай отчетного года. Овощеводческие предприятия могут получать результаты от вложенных средств в виде продукции уже в июне, но основная масса растениеводческих предприятий начинает получать продукцию в течение третьего квартала. В то же время, соответственно, возрастает доля привлеченных источников средств в пассиве баланса. Во втором полугодии, когда большинство растениеводческих предприятий получает массовую продукцию, возрастают по сравнению с показателями первого полугодия такие показатели отчетности, как доходы от реализации, прибыль, сумма денежных средств. При этом погашается основная масса обязательств. Несколько иная ситуация складывается на предприятиях, которые занимаются выращиванием плодов, поскольку такая деятельность связана с капиталовложениями в многолетние насаждения. Это приводит к длительному обороту капитала на начальной стадии производства, а также к высокому удельному весу первого раздела актива баланса в структуре активов.

Животноводческие предприятия различных подотраслей имеют разные технологические особенности и, как следствие, разные по структуре показатели отчетности. Существуют технологии, в которых производственный цикл является более интенсивным и быстрым. Это, как правило, относится к подотраслям животноводства, организация которых приближена к промышленным производствам: птицеводство, свиноводство, звероводство1. Вложения оборотного капитала в эти подотрасли имеют краткосрочный характер и приносят более интенсивную отдачу. Соответственно, распределение доли внеоборотных и оборотных активов на этих предприятиях в течение всего финансового года имеет стабильные пропорции. Такие направления животноводства, как скотоводство и овцеводство имеют более длительный производственный цикл, который длится более полутора-двух лет. Предприятия племенного направления имеют значительную долю основных средств в структуре активов баланса за счет наличия племенного скота.

Различные отрасли и направления сельского хозяйства в силу производственной специфики могут иметь значительные пространственные и временные различия в показателях отчетности, которые в совокупности с различными вариациями учетной политики могут придать финансовой отчетности вид, привлекательный (или непривлекательный) для внешних пользователей.

б) Массовое вовлечение в производство сырья, изготовленного внутри предприятия. Внутреннее потребление произведенной продукции на сельскохозяйственных предприятиях является важным фактором, влияющим на формирование показателей бухгалтерской отчетности, и, как следствие, - на формирование показателей финансового анализа. Прежде всего, это связано с тем, что учетная политика включает положения, которые позволяют варьировать оценкой активов и методов списания товарно-материальных ценностей на предприятии, а также методами калькуляции продукции. В связи с этим, сельскохозяйственные предприятия имеют определенные ограничения, связанные со следующими причинами. Первая - методологическая сложность учета большой номенклатуры производимой продукции и единство затрат по статьям, которые должны быть распределены между несколькими видами продукции (например, зерно продовольственное, солома, полова, зерноотходы на фураж и т.п.). Вторая причина - четкие, практически всегда однозначные, инструкции и методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельском хозяйстве. Обычно продукция сельского хозяйства, потребляемая внутри организации, оценивается по себестоимости, и редко могут быть какие-либо отклонения. Исключения бывают в хозяйствах с нестандартным управленческим подходом в распределении доходов и прибыли между структурными подразделениями.

Организационно-экономическая характеристика предприятий Клетского района Волгоградской области

Специфика экономики АПК текущего десятилетия такова, что большинство субъектов отрасли претерпели ряд экономических и организационных реформ, которые затрагивали как изменение форм собственности и распределения земельных, материальных ресурсов, так и организационные моменты: выбор и смена организационно-правовых форм, управленческие решения, взаимоотношения с государством.

Одна из тенденции реформирования сельскохозяйственных предприятий в эпоху экономических преобразований, связанная с приведением финансового состояния хозяйств в более привлекательное для инвесторов, - это различного рода разделения, выделения и слияния юридических и физических субъектов экономики. Подобные действия руководства, как правило, имеют под собой несколько мотивов и преследуют следующие цели:

1. Разделение крупных, территориально разобщенных предприятий с целью более эффективной управляемости подразделений, контроля за производством, и как следствие - улучшение финансового состояния.

2. Слияние сельскохозяйственных предприятий с предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности, торговыми, снабженческими организациями и т.д с целью создания замкнутого цикла «производство потребление».

3. Выделение из коллективных организаций фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств.

4. Создание нового предприятия с выделением части имущества и необходимых ресурсов из уже давно функционирующего хозяйства.

Анализ деятельности предприятий Клетского района Волгоградской области показал, что за период с 1998 по 2002 гг. практически в каждом из десяти коллективных сельскохозяйственных предприятий произошло реформирование.

Часть активного, необходимого в производстве и наименее затратного имущества была передана по разделительным балансам вновь созданным хозяйствам. При этом основная часть долгосрочных и краткосрочных активов осталась на балансе старых предприятий. Такие действия позволили сельскохозяйственным организациям создать более приемлемые условия для привлечения капитала в отрасль и дальнейшего эффективного их функционирования.

Основная масса реформ произошла в 2001 году. Наиболее приемлемой организационно-правовой формой большинство предприятий избрали сельскохозяйственные производственные кооперативы и общества с ограниченной ответственностью (Таблица 3.1.)

Для решения поставленных в исследовании задач был проведен экспресс-анализ по трем основным категориям, которые могут повлиять на решения руководства о тех или иных положениях учетной политики. К таким категориям относятся:

1. Структура реализации продукции каждого из хозяйств района; специализация предприятий, оказывающая влияние на временные характеристики бухгалтерских показателей (например, таких, как признание доходов и расходов, порядок формирования резервов, списание ТМЦ и т.д.)

2. Структура основных фондов предприятия, которая существенно влияет на структуру актива баланса и на себестоимость продукции.

3. Структура затрат продукции по элементам, которая влияет на формирование финансового результата, порядок списания ТМЦ, начисление амортизации.