Направление психолого медико педагогического сопровождения образец. Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка

О. А. Егорова

Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей, имеющих нарушения речи

Комплексное сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания медико-психолого-педагогической помощи детям. Это обусловлено, прежде всего, тем, что речевой дефект, каков бы он ни был, носит многосторонний характер. Это подтверждается психолого-педагогическими, психолингвистическими и медико-педагогическими исследованиями. (Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский, Т.Б. Филичева, В.К. Воробьёва, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, О.Н. Исаев, В.В. Ковалёв и др.).

С каждым годом возрастает число детей, имеющих системные речевые нарушения. Контингент групп компенсирующей направленности в ОУ составляют в основном дети с общим недоразвитием речи.

Клинико-психолого-педагогические исследования показали, что неполноценная речевая деятельность негативно отражается на формировании сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы (наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения) .

Своевременное преодоление речевых нарушений имеет большое значение для общего психического развития ребёнка, что и объясняет повышенный исследовательский интерес к вопросам их профилактики и коррекции.

Многоуровневость структуры дефекта, наличие неречевой и речевой симптоматики предполагает разнонаправленное воздействие на личность ребенка с речевой патологией, осуществляемое в комплексе коррекционных мероприятий. В связи с этим возникает необходимость комплексного подхода к медико-психолого-педагогическому сопровождению детей с речевыми нарушениями, что подразумевает направления организационно-управленческой и коррекцион-но-педагогической деятельности, решение вопросов методического обеспечения, включающего учебно-тематический и перспективный планы; разработку и систематизацию практического материала, которым могли бы пользоваться педагоги ОУ в осуществлении коррекционной работы .

Цель психолого-медико-педагогического сопровождения: создание единого коррекционного пространства, способствующего устранению речевых нарушений, развитию психических и мыслительных процессов, коммуникативной деятельности обучающихся.

Задачи сопровождения: профилактика возникновения проблем развития ребёнка; помощь (содействие) ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации; развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.

Для решения поставленных задач определены следующие принципы.

Специалист системы сопровождения всегда находится на стороне интересов ребенка, он призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.

Ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку

ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.

Коррекционно-развивающую работу осуществляет согласованная «команда» специалистов, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.

Все решения специалистов системы сопровождения могут носить только рекомендательный характер. Ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями или лицами, их заменяющими, педагогами, близким окружением.

Деятельность службы ПМП сопровождения направлена на обеспечение двух согласованных процессов:

Индивидуальное сопровождение детей;

Системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом.

На практике служба сопровождения начинает специальную работу с ребенком в следующих случаях:

Выявление проблем в ходе массовой диагностики;

Обращение родителей за консультациями;

Обращение педагогов, администрации ОУ;

Обращение самого ребенка по поводу проблем;

Обращения специалистов других социальных служб.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение выступает как комплексная технология. Весь коллектив сотрудников участвует в реализации программы сопровождения. Работая как одна "команда", каждый участник психолого-медико-педагогического сопровождения выполняет четко определенные цели и задачи в своем направлении работы .

Тесное взаимодействие всех участников коррекционного процесса необходимо не только с целью диагностики, профилактики речевых и психических нарушений, но и с целью разработки новых технологий интегрированного подхода к содержанию коррекционно-развивающей деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

Одной из форм тесного сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога является проведение интегрированной непосредственно-образовательной деятельности (НОД), способствующей гибко сочетать традиционные и нетрадиционные методы, повысить эффективность в работе и получить стабильные результаты.

1. Непосредственно коррекционно-развивающая работа, формами организации которой выступают индивидуальные и подгрупповые занятия.

2. Совместная деятельность специалистов и педагогов. Основные формы организации: курсы повышения квалификации; совместное планирование работы по развитию и коррекции речи воспитанников; интегрированные занятия; анализ результатов работы; семинары-практикумы; практические занятия; индивидуальные консультации.

3. Консультативная помощь родителям по вопросам коррекционно-развивающей работы, которая осуществляется в форме: ознакомления с резуль-

татами диагностики состояния речи воспитанников; планирование совместной работы по коррекции речевых нарушений; подгрупповых и индивидуальных консультаций; открытых занятий; оформления информационных стендов; индивидуальных тетрадей связи.

Первый этап психолого-медико-педагогического сопровождения - диагностический.

Целью данного этапа является осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения. Содержание работы на этом этапе включает: уточнение логопедического заключения; неврологического диагноза; уровня развития психических процессов; составление речевого профиля класса; рекомендации по медикаментозному лечению; составление графика медицинских процедур; проведение заседания психолого-медико-педагогического консилиума; родительские собрания по итогам адаптации и диагностики; индивидуальное консультирование родителей, педагогов по итогам обследования.

Формы отчетности этапа: медицинские карты, речевые карты, карты сенсорного развития, таблицы и графики, карты динамики развития ребенка, методические рекомендации, справки, карта адаптации к школьному обучению.

Второй этап - проектирование. Его цель - сбор необходимой информации о путях и методах разрешения проблемы, составление или корректировка плана коррекционного обучения, развития и воспитания с учетом результатов проведенной диагностики, доведение этой информации до участников сопровождения, создание положительной мотивации у ребенка к коррекционному воздействию.

Инструментарий проектирования: программы, планы, технологии логопедической и психологической работы по устранению речевых нарушений, план работы психолого-медико-педагогического консилиума, методические рекомендации, портфолио педагогов, психологические тесты.

Содержание работы на этом этапе включает: составление плана логопедической работы по итогам обследования речи; корректировку коррекционно-воспитательного планирования, плана занятий по сенсорному развитию; тематическое планирование работы педагога; планирование профилактических медицинских мероприятий; комплектование групп для занятий с логопедом и психологом; прогнозирование предполагаемых результатов; консультирование педагогов по использованию технологий; коррекционно-логопедической работы и психологического сопровождения.

Формы отчетности этапа: планы специалистов, педагогов, расписание логопедических и коррекционных занятий, рекомендации, схемы-графики по итогам психологического тестирования.

Третий этап - деятельностный. Цель этапа - обеспечение коррекционного обучения, развития, социализации в соответствии с программами и планами, рекомендованными специалистами и коррекционными педагогами каждому ребенку, развитие познавательных интересов, активизация познавательной деятельности; выявление учащихся с трудностями обучения и оказание им дополнительной помощи.

Инструментарий: портфолио учащихся, тетради связи, логопедические тетради, тетради по учебным предметам, картотеки игр и упражнений, методическое обеспечение учебного, психологического и логопедического процесса, информационное обеспечение компьютерными программами по развитию пси-

хических процессов, логопедическими тренажерами типа "Дельфа-142", "Учись говорить правильно", "Игры для тигры" и т. д.

Содержание работы на этом этапе включает: организацию и проведение логопедических занятий в соответствии с планом в рамках коррекционно-развивающей программы; обеспечение медицинского сопровождения; индивидуальное и групповое консультирование педагогов, родителей специалистами; проведение открытых, занятий, тренингов, семинаров для родителей и педагогов; выявление учащихся с трудностями в обучении, в поведении, с нарушениями мотивации; дополнительное обследование их специалистами; проведение психолого-медико-педагогического консилиума по результатам диагностики учащихся, испытывающих трудности обучения и развития, выработка рекомендаций; представление учеников с проблемами обучения на районную психолого-медико-педагогическую комиссию с целью уточнения образовательного маршрута.

Формы отчетности этапа: планы или конспекты занятий, открытые занятия для педагогов, открытые занятия для родителей, заключения психолого-медико-педагогического консилиума, характеристики, презентации, результаты тестирования в виде таблиц, графиков и схем.

На деятельностном этапе сопровождения осуществляется коррекционно-логопедическая работа по авторским и адаптированным программам на логопедических занятиях, на коррекционных занятиях в сенсорной комнате, на занятиях по ритмике, логоритмике, куклотерапии. Такие занятия формируют и развивают коммуникативные навыки у детей с нарушениями речи, коррегируют моторные, психические, речевые функции, активизируют творческий потенциал детей, развитие эмоционально-личностной сферы улучшают адаптацию детей в новых условиях обучения.

Технология "интегрированное обучение" способствует объединению специалистов сопровождения, реализации поставленных задач коррекции и развития в более короткий срок. Практика проведения интегрированных уроков и занятий активно используется в системе коррекционного воздействия.

Четвертый этап - рефлексивный. Цель данного этапа: подведение итогов сопровождения, анализ результатов коррекции и развития, определение уровня результативности.

Инструментарий: материалы итогового тестирования, таблицы, графики.

Содержание работы на этом этапе включает: Итоговую диагностику специалистами: анализ результатов деятельности специалистов; проведение психолого-медико-педагогического консилиума по результатам коррекционного обучения; рекомендации по выбору образовательного маршрута; рекомендации по наблюдению у невролога и логопеда; индивидуальное консультирование родителей специалистами.

Главной формой отчетности сопровождения считается диагностическая карта развития ребенка, включающая индивидуальную программу сопровождения.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение позволяет защитить права ребенка, обеспечить его физическую и психологическую безопасность, педагогическую поддержку и содействие в преодолении проблем развития .

Эффективность сопровождения определяется не только по частным данным психологической, педагогической, медицинской диагностики, но и по более общим показателям: удовлетворенность ребенка и родителей результатом работы;

тенденция к формированию позитивной, адекватной Я-концепции; успешность в овладении адекватными возрасту и особенностям ребенка видами речевой деятельности.

Концептуальной основой психолого-медико-педагогического сопровождения является педагогика успеха, которая предполагает обеспечение условий для развития, самореализации и социализации личности ребенка посредством создания ситуации успеха, в которых максимально раскрываются возможности каждого ребенка.

Список литературы

1. Жирнова О С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи в ДОУ [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 62-64.

2. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 480 с.

3. Рогова А.А., Салаватулина Л. Р. Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в условиях комбинированного дошкольного образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 561-565. - URL: http://e-koncept.ru/2016/86123.htm

Е. В. Емец

Особенности связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи

Один из основных аспектов коррекционно-логопедической работы с младшими школьниками, имеющими общее недоразвитие речи, является формирование у них связной речи. Развитие связной речи - наиважнейшее условие успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы в процессе обучения, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества.

По мнению Л.С. Выготского, возможность развития творческой речевой деятельности появляется у детей в старшем дошкольном возрасте, когда у них формируется запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают словарем, сложными формами связной речи. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое .

Развитием связной монологической речи занимались Воробьева В.К., Давидович Л.Р., Глухов В.П., Филичева Т.Б. и др.

Нами было проведено исследование, направленное на выявление уровня развития связной монологической речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.

Исследование проводилось на базе МБОУ "Марфинская СОШ" в Мытищинском районе в период с сентября по декабрь 2016 года.


Система комплексного психолого – медико- педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.

Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

В нашем учреждении создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: учитель-дефектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, воспитатели и медицинские работники – старшая медсестра и врач-педиатр Рахмановской амбулатории, прикрепленной к детскому саду.

Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения осуществляется с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.

Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения в группах с ОВЗ являются:

1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности воспитанников.

2. Аналитическая работа.

3. Организационная работа (создание единого информационного поля детского сада, ориентированного на всех участников образовательного процесса - проведение больших и малых педсоветов, обучающих совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).

4. Консультативная работа с педагогами, воспитанниками и родителями.

5. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).

6. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с детьми).

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, медицины, педагогики и коррекционной педагогики позволит обеспечить систему комплексного психолого – медико педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка с речевыми нарушениями и задержкой психического развития.

Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий

Задачи развития речи, мышления и коррекции её недостатков, которые являются приоритетными для всех воспитанников групп компенсирующей направленности 5- 6 и 2- 8 лет реализовываются на групповых и индивидуальных занятиях.

Тема, цель, содержание, методическая аранжировка занятий определяется в соответствии с программами:

    «Примерная адаптированная программа коррекционно- развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» - Н.В. Нищева

    «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева

    «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» С.Г. Шевченко; Р.Д. Тригер; Г.М. Капустина; И.Н. Волкова.

и перспективному плану работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога, педагога-психолога.

В основе планирования занятий с детьми с ОВЗ лежат тематический и концентрический принципы . Тематический принцип организации познавательного и речевого материала занятия предлагает выбор не только языковой (или речевой) темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, в играх. Часть проводится логопедом, часть воспитателем, поэтому происходит тесное переплетение поставленных и решаемых задач при одновременном изучении.

Коррекционно – развивающая работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных занятиях, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями. На каждого ребёнка компенсирующей группы оформляется индивидуальная тетрадь. В неё записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребёнок занимается под руководством родителей, воспитателей, логопед в тетради даёт методические рекомендации по выполнению предложенных заданий. В рабочие дни воспитатели работают с ребёнком по тетради, в конце недели тетрадь передаётся родителям для домашних заданий.

Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Психолого – педагогическое обеспечение :

    Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок)

    Обеспечение психолого- педагогической условий (коррекционная направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка на адекватной возрасте форме работы с детьми – игровой деятельности, соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности;

    Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на воспитанников с ОВЗ; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

    Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм);

    Обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития. Вместе с нормально развивающимися детьми в проведении культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

    Развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.

Кадровое обеспечение

Важным моментом реализации коррекционной работы является кадровое обеспечение.

Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.

С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы дошкольного образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в детском саду имеются:

1 учитель-логопед,

1 учитель-дефектолог

1 педагог-психолог,

2 музыкальных руководителя,

1 инструктор по физ.культуре.

Учебно – дидактический материал, специальные методические пособия учебно – игровые и дидактические материалы, мультимедийные, аудио- и видео – материалы коллективного и индивидуального пользования систематизированы по следующим разделам:

    Развитие речи и коррекция её недостатков.

    Альбомы, инструментарий для логопедического обследования.

    Демонстрационные материалы по лексическим темам.

    Подготовка к обучению грамоте.

    Развитие познавательных психических процессов.

    Совершенствование мелкой и общей моторики.

Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества.

Внутренний механизм взаимодействия:

В исправлении общего недоразвития речи и выравнивания задержки психического развития у детей старшего дошкольного возраста большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя – логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога и воспитателей коррекционных групп. Очень значима совместная работа с ними музыкального руководителя и руководителя физического воспитания. Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья.

В группах компенсирующей направленности с ТНР и ЗПР при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого.

Модель коррекционно – развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Цель состоит в организации воспитательно

Коррекционная работа в учреждении направлена на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, к которым относятся:

· дети с нарушениями речи (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие);

· дети с задержкой психического развития (конституциональной, соматогенной, психогенной);

· дети с нарушенными формами поведения органического генеза (гиперактивность, синдром дефицита внимания);

· дети с ДЦП;

Цель коррекционной работы:

Систематизация, обобщение и обогащение содержания коррекционно- развивающего образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

1. Создать условия для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармонического включения в коллектив сверстников;

2. Формировать познавательные процессы и способствовать умственной деятельности; усвоению и обогащению знаний о природе и обществе; развитию познавательных интересов и речи как средства познания.

3. Совершенствовать функции формирующегося организма, развивать двигательные навыки, тонкую ручную моторику, зрительно-пространственную координацию.

4. Обеспечить оптимальное вхождение детей с ОВЗ в общественную жизнь.

5. Формировать у детей эстетического отношения к миру, накоплению эстетических представлений образов, развитию эстетического вкуса, художественных способностей, освоению различных видов художественной деятельности.

Содержание коррекционной работы определяют принципы:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалистов, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ОВЗ, а так же всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям

(законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к её решению.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ защищать права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в группы комбинированной направленности.

Направления работы

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- медико – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

Коррекционно- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого- педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

Информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Характеристика содержания

Диагностическая работа включает:

Своевременное выявление детей с ОВЗ;

Раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в доу) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

Комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ОВЗ, выявление его резервных возможностей;

Изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;

Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с ОВЗ;

Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ;

Системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

Анализ успешности коррекционно- развивающей работы.

Коррекционно- развивающая работа включает:

Выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;

Организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

Коррекцию и развитие высших психических функций;

Развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

Социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

Выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ; единых для всех участников образовательного процесса;

Консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ОВЗ;

Консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОВЗ.

Информационно – просветительская работа предусматривает:

Различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации),направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – детям с ОВЗ, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.

3.2. Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка.

С целью обеспечения психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса дошкольников с проблемами в развитии в ДОУ создан Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Задачами ПМПк являются:

Своевременное выявление детей с ограниченными возможностями и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и состояний декомпенсаций;

Выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка с ОВЗ;

Определение оптимального педагогического маршрута;

Обеспечение индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении;

Планирование коррекционных мероприятий, разработка программ коррекционной работы ;

Оценка динамики развития и эффективность коррекционной работы;

Ведение документации, отражающей уровень актуального развития ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.

Организация взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, специалистов ПМПК)

Консультирование родителей ребенка.

Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.

В апреле-мае ПМПк анализирует результаты коррекционно-развивающего обучения каждого ребенка на основании динамического наблюдения и принимает решение о его дальнейшем обучении.


Психолого-медико-педагогический консилиум учреждения тесно сотрудничает с городской ПМПК. На основании договора между образовательным учреждением и городской ПМПК дети проходят плановые диагностические обследования по выявлению уровня и динамики развития, определения дальнейшего образовательного маршрута.

Для успешности воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей.

Одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ОВЗ всеми специалистами и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус. Следовательно, изучение ребенка включает медицинское и психолого-педагогическое обследование.

Медицинское обследование начинается с изучения данных анамнеза . Анамнез составляется на основании ознакомления с документацией ребенка и беседы с родителями (или лицами, их заменяющими).

Личный анамнез ребенка содержит следующие сведения: особенности беременности матери; длительность приема лекарственных препаратов и влияние вредных факторов на беременность; особенности родов; характер помощи во время родов; наличие у ребенка врожденных пороков развития, судорог и др.; вес ребенка при рождении, время начала его кормления, срок пребывания в роддоме. Перечисляются перенесенные ребенком заболевания, особенности лечения, наличие осложнений. Указывается, где, как и кем воспитывался ребенок до момента поступления в дошкольное учреждение.

В семейном анамнезе анализируются данные о семье ребенка и наследственности; описывается состав семьи, возраст и образовательный уровень каждого ее члена, характерологические особенности родителей. Фиксируются психические, неврологические, хронические соматические заболевания родственников, патологические особенности их физического облика. Описываются семейно-бытовые условия, в которых воспитывается ребенок, место и характер работы родителей; дается оценка взаимоотношений в семье, отношения к ребенку; фиксируются случаи приверженности одного или обоих родителей к алкоголю или наркотикам.

Педагоги знакомятся с результатами медицинского обследования по

документации: изучают историю развития ребенка, заключения специалистов. Это помогает сориентироваться в имеющихся у ребенка проблемах и создать необходимые условия для его развития в дошкольном учреждении.

Психолого-педагогическое обследование является одним из компонентов комплексного подхода в изучении умственного развития детей с ОВЗ. Его результаты могут рассматриваться в совокупности с другими данными о ребенке.

Организация воспитания и обучения детей с ОВЗ ставит вопросы изучения и выявления особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка и дает возможность прогнозировать его развитие.

Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей с ОВЗ, поскольку эта категория дошкольников представляет исключительное разнообразие.


Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии

должно быть системным и включать в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие).

В качестве источников диагностического инструментария используются научно-практические разработки, и др. На основе диагностических методик данных авторов специалистами учреждения составлен комплекс психолого-педагогической диагностики «Обучая – обследуем, обследуя – обучаем», которое представляет собой диагностическую карту комплексного подхода к изучению личности ребенка с особыми образовательными потребностями, подробные методические рекомендации , где представлены речевые инструкции, доступные пониманию ребенка, эффективный механизм оценки.

Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка:

Особенности контакта ребенка;

Эмоциональная реакция на ситуацию обследования;

Реакция на одобрение;

Реакция на неудачи;

Эмоциональное состояние во время выполнения заданий;

Эмоциональная подвижность;

Особенности общения;

Реакция на результат.

Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:

Наличие и стойкость интереса к заданию;

Понимание инструкции;

Самостоятельность выполнения задания;

Характер деятельности (целенаправленность и активность);

Темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;

Работоспособность;

Организация помощи.

Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребенка:

Особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;

Особенности моторной функции.

В комплексной оценке психического развития и потенциальных возможностей детей с комплексными нарушениями для определения содержания дальнейшего обучения важным является педагогическое обследование.

Педагогическое изучение предусматривает получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения материала, выявление особенностей образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ.

Интересующие сведения можно получить при использовании таких методов, как непосредственная беседа с ребенком и родителями, анализ работ дошкольника (рисунков, поделок и др.), педагогическое наблюдение.

В ходе педагогического наблюдения ребенку предлагается: назвать свое полное имя, фамилию, возраст, домашний адрес; рассказать о семье, назвать имя и отчество мамы, папы; место работы родителей; назвать имена и отчества близких взрослых, имена сверстников; рассказать об основных правилах поведения на улице, в общественных местах; о любимом занятии дома и др.

Через организацию игровых заданий и упражнений исследуются математические представления, ориентировка в пространстве, развитие коммуникативных навыков ребенка.

В течение учебного года специалисты проводят обследование в два этапа.

Первый этап (1,2 неделя сентября) Цель: Выявить особенности психического развития каждого воспитанника, определить исходный уровень обученности. С учетом результатов исследований формируются подгруппы детей для проведения занятий дефектологом и воспитателем, выстраиваются «уровневые» программы коррекционного обучения. На основе данных медицинского обследования выявляются особенности соматического здоровья, моторного развития и физического состояния.

Второй этап (3,4 неделя мая) Цель: Определить характер динамики, оценить результативность работы, составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого ребенка. На основе результатов обследования осуществляется перевод ребенка в следующую возрастную группу или выпуск в школу.

В середине учебного года возможно дополнительное обследование (1,2 неделя января) с целью выявления особенности динамики развития каждого ребенка в специально организованных условиях. Тревожным симптомом является отсутствие положительной динамики. В таких случаях результаты работы с детьми рассматриваются на ПМПк с целью оценки правильности выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с ребенком. В программу вносятся коррективы.

В психолого-педагогическом исследовании участвуют все специалисты, включенные в процесс коррекционно-развивающего обучения. Все результаты обследования заносятся в специально разработанные таблицы, индивидуальные карты развития ребенка. На основании полученных данных составляется план индивидуальной коррекционно-развивающей работы, делается анализ качества работы педагогического

ИРИНА КОМАРОВА
Медико-психолого-педагогическим сопровождением детей с особыми образовательными потребностями

Медико -психолого-педагогическим сопровождением детей с особыми образовательными потребностями

Мир, в котором живет современный ребенок существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей .

На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями . Поэтому в нашем учреждении особое внимание уделяется организации комплексного медико - психолого-педагогического сопровождения детей . Система комплексного сопровождения детей позволяет выявить отклонения в развитии и выбрать образовательный маршрут , позволяющий скорректировать развитие ребенка. Под медико -психолого-педагогическим сопровождением мы понимаем систему медицинских , психологических, педагогических воздействий, способствующих полноценному развитию детей с особыми образовательными потребностями , преодоление отклонений в развитии и служащих целям их абилитации и реабилитации.

Требования, предъявляемые к качеству образования , как в массовой, так и в коррекционной школе одинаково высоки, а возможности обучающихся различны, в первую очередь, из-за сложности контингента в школе слепых и слабовидящих детей . Наша школа решает не только образовательные и воспитательные задачи, но и восполняет недостатки развития детей с нарушениями зрения, исправляет у них вторичные дефекты, т. е. решает коррекционные задачи.

В школе действует многоуровневая система коррекционно-развивающей работы, которая включает в себя :

I. Комплексная диагностика и консультирование

II. Медицинское направление

III. Психологическое направление

IV. Социально-педагогическое направление

V. Коррекционно-педагогическое направление

В последнее время в школу приходит большое количество детей с нарушением речевой функции. Одним из наиболее тяжелых речевых дефектов является Системное Нарушение Речи. Даже при нерезко выраженном общем недоразвитии речи у учащихся имеются отклонения в формировании всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической стороны речи, лексики, грамматического строя, поэтому школьники данной группы испытывают большие трудности в овладении письмом и чтением.

Цель логопедического сопровождения предполагает коррекцию и развитие речи ребенка с проблемами в развитии.

Нарушения письменной речи составляют значительную долю среди речевых нарушений, отмечаемых в начальной школе. Они являются серьезным препятствием в освоении учащимися школьной программы. На основе диагностики составляется конкретная программа работы по осуществлению дифференцированного подхода в процессе обучения детей имеющих речевые нарушения.

Мной было обследован дети поступившие в 1-й класс. Результаты проверки были отражены в речевой карте каждого ребенка. 90% имеют речевые нарушения.

Дети были распределены по группам, с фонетико-фонематическоим недоразвитием речи, с общим недоразвитием речи разной степени выраженности, системным недоразвитием речи руководствуясь психолого-педагогической классификацией.

В 2010-11г. речевой нормы среди детей 1 класса достигли только двое учащихся. (Ханевский Саша, Кудрявцева Таня) У детей , не достигших речевой нормы, увеличен риск возникновения дислексии и дисграфии.

По итогам диагностики на каждого ребенка я составляю индивидуальный план коррекционной работы. Коррекционное обучение провожу на основании методических рекомендаций Р. И. Лалаевой, Е. Ф. Соботович, Л. С. Волковой.

Коррекционная работа ведется по нескольким направлениям :

Развитие фонематического восприятия

Развитие артикуляционной моторики

Исправление нарушенного звукопроизношения

Развитие навыков языкового анализа

Формирование лексико-грамматического строя речи

Развитие навыков словоизменения и словообразования ;

Развитие связной речи;

Основными методами работы являются практические; упражнения, игра. Вместе с тем широко использую наглядные и словесные методы

Анализ результатов проделанной работы за первое полугодие показал, что уровень фонематического восприятия у учащихся начальных классов вырос на 20%, артикуляционной моторики на 25%, звукопроизношения на 15%, звуко - слоговая структура слова на 20%, навыки языкового анализа на 25%, грамматический строй речи на 16%, словарь- словообразование на20% , уровень развития связной речи повысился на 24%.

В письменных работах детей встречаются не только ошибки на смешение и замены согласных, но и ошибки, обусловленные недостаточной сформированностыо представлений о звуковом составе слова. Поэтому в процессе коррекционной работы с данной группой школьников сосредотачивается внимание на дополнительной отработке таких принципиально важных для усвоения русского языка программных тем, как "Гласные звуки и буквы", "Согласные : твердые и мягкие, звонкие и глухие", "Слог, ударение", "Обозначение на письме твердых и мягких, звонких и глухих звуков", "Правописание слов с мягкими и твердыми согласными в корне, с непроизносимыми согласными в корне", "Ши-жи, ча-ща" и др., усвоение которых может быть задержано из-за речевого недоразвития.

Основная задача состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, что осложняет учебно-познавательную деятельность учащихся.

Большую играет совместная работа с учителем класса. Внутри школы коррекционная работа ведется во взаимосвязи со всеми специалистами, организована творческая группа, в которую входят : офтальмолог, дефектолог, психолог, логопед. Совместная работа способствует развитию ребенка , раскрытию и реализации его способностей в различных сферах , повышению качества жизни.

Публикации по теме:

Интеграция детей с особыми потребностями в общеобразовательной группе для решения социально-коммуникативных задач Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в среду нормально развивающихся сверстников признается сегодня в нашей стране.

Коррекционно-развивающее сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в детском саду Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья.

Квалификационная характеристика заведующей психолого-медико-педагогической консультации. Должностные обязанности заведующей психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). Планирует и организует работу ПМПК в соответствии.

Из опыта работы с детьми с особыми потребностями по использованию техники эбру Кузнецова В. А. МБДОУ Детский сад № 27 «Садко» С техникой эбру я познакомилась три года назад и поняла, что мои воспитанники непременно.

В настоящее время, в условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий.

Особенности реализации различных принципов при формировании навыков самообслуживания у детей с особыми потребностями в разных Одной из центральных задач специального дошкольного образования является создание условий для социального развития детей с отклонениями.