Малое инновационное предприятие на базе вуза: от идеи к бизнесу. Создание малого инновационного предприятия На что следует обратить внимание


С августа 2009 года ВУЗы и научные учреждения получили право на создание малых инновационных предприятий с целью практического применения результатов интеллектуальной деятельности.

Бюджетные учреждения получили право без согласия собственника их имущества (при условии уведомления федерального органа исполнительной власти) становиться учредителями (в том числе и совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности. Важно отметить, что при создании такого малого инновационного предприятия исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности должны принадлежать указанным выше учреждениям.Отличительной особенностью малого инновационного предприятия является внесение в качества вклада в уставный капитал права использования результата интеллектуальной деятельности (компьютерной программы, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, и т.д). Денежная оценка права на результат интеллектуальной деятельности, вносимого в уставный капитал на основании лицензионного договора, согласно пункту 2 статьи 103 Федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации осуществляется путем принятия решения всеми учредителями хозяйственного общества.

Особенности формирования уставного капитала малого инновационного предприятия в форме общества с ограниченной ответственностью можно выделить на следующем примере: предположим, что учебное заведение приняло решение создать малое инновационное предприятие с целью практического использования такого результата интеллектуальной деятельности как программа для ЭВМ, при этом учредителями совместно с таким учебным заведением станут два гражданина.

В качества вклада в уставный капитал малого инновационного предприятия со стороны учебного заведения будет внесена компьютерная программа, стоимость которой составляет 40 тысяч рублей, а оба физических лица внесут денежные вклады в размере 10 тысяч рублей каждый.

В данном случае необходимо помнить, что с 1 сентября 2014 года в Гражданский Кодекс РФ были внесены изменения, согласно которым в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью в обязательном порядке должен быть внесен денежный вклад в размере 10 тысяч рублей. В нашем примере оба физических лица внесут денежные вклады общей стоимостью 20 тысяч рублей, таким образом, требования законодательства будут соблюдены. Что касается программы для ЭВМ, вносимой в уставный капитал в качестве нематериального актива по лицензионному договору, то она является неденежным вкладом, соответственно, учредители обязаны привлечь к оценке стоимости программы для ЭВМ независимого оценщика (при этом учредители не вправе завышать определенную таким оценщиком стоимость неденежного вклада).

Если Вы желаете зарегистрировать малое инновационное предприятие - обращайтесь в юридическую фирму «Логос» ! Мы оказываем регистрационные услуги c 1998 года и имеем в своем штате высококвалифицированных профессионалов, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях регистрации малого инновационного предприятия, а также качественно и в срок выполнить Ваш заказ.

24.02.2015 Авторы:
Людмила Романович, директор Инновационно-технологического центра БГТУ им. В.Г. Шухова, к.э.н., доц.

Евгений Евтушенко, проректор по научной работе БГТУ им. В.Г. Шухова, д.т.н., проф.
Александр Долбилов, член ред. коллегии «Мир телекома»

Коммерциализация научных разработок – это важная и непростая задача. Сегодня университеты могут успешно ее решать путем создания малых инновационных предприятий. Что необходимо сделать на стадии НИОКР и формировании инновационного проекта? Где найти необходимый объем финансирования? Как создать успешное инновационное предприятие? Что необходимо для его развития? В этой статье мы поделимся успешным опытом работы научно-инновационных подразделений университетского комплекса БГТУ им. В.Г. Шухова, результатом которого стало создание около 100 малых инновационных предприятий. Последовательность необходимых действий показаны в виде цепочки шагов, которые необходимо осуществить для успешной коммерциализации Вашей идеи.

На сегодняшний день большинство ВУЗов обладают огромным научным и техническим потенциалом. Научные школы, уникальное оборудование и финансовая поддержка со стороны государства в форме грантов и конкурсов по различным приоритетным направлениям позволяют успешно проводить исследования в фундаментальных и прикладных областях наук. Однако изначально ученый-инноватор должен быть нацелен не только на достижение научно-технического результата, но и на получение дохода от результатов своей интеллектуальной деятельности.

Задача университета – создать среду, в том числе коллективы и подразделения, которые помогут достигнуть цели – найти потенциального заказчика, выйти на использование разработки, найти в бизнесе проблемы и донести их до ученого.

Таким образом, ключевым фактором коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (РИД), создаваемых в университетах, является создание эффективной инфраструктуры и благоприятного инновационного климата. (Рис.1.)

Опыт создания малых инновационных предприятий с участием БГТУ им. В.Г. Шухова позволяет утверждать, что на каждом из шагов движения инноватора большую роль играет эффективность инновационной инфраструктуры университета, взаимодействие всех его структурных подразделений с одной целью – поддержать инноватора: обеспечить всей необходимой информацией о возможном финансировании, оказать помощь в выявлении и правовой охране полученных результатов, оформлении и «запуске» малого инновационного предприятия.

Важным компонентом также является сотрудничество с представителями реального сектора экономики региона. Это позволяет:
находить дополнительные источники финансирования и промышленные экспериментальные площадки;
получать «обратную связь» о проблемах и технологических задачах, имеющихся на предприятиях, которые определяют направление исследований нашего университета.
Процесс научно-исследовательской деятельности можно представить в виде схемы на рис.2.

Научно-исследовательская работа
Все начинается с науки. Как найти деньги на исследования? В мире науки все меняется очень быстро.
Финансирование научных проектов может быть осуществлено из следующих источников (Рис. 3):
Государственное задание Минобрнауки РФ (www.dusp.ru) ;
Гранты Президента РФ (www.extech.ru) ;
Постановления Правительства №220 (www.p220.ru) ;
Федеральные целевые Программы (www.fcpir.ru) ;
Международные контракты; Хозяйственные договоры на выполнение НИР;
РНФ (www.rscf.ru) ;
РФФИ (www.rfbr.ru) ;
РГНФ (www.rfh.ru) ;
Постановление правительства №218 (www.p218.ru) ;
РФТР (www.rftr.ru) .

Выявление результатов интеллектуальной деятельности
Выявление результатов интеллектуальной деятельности, т.е. технических решений способных к правовой охране или имеющих какую-либо коммерческую ценность, осуществляется исходя из полученных результатов научно-исследовательских работ, учитывая информацию патентных и маркетинговых исследований (Рис. 4).

Патентные исследования регламентируются ГОСТ Р15.011-96. Основными задачами патентных исследований являются:
исследование уровня техники РИД;
анализ новизны исследуемого технического решения;
изучение тенденций технического развития в исследуемой области;
исследование патентной чистоты РИД в рамках анализируемого инновационного проекта.
Основными задачами маркетинговых исследований на данном этапе являются:
выявление и анализ основных требований рынка, предъявляемых к инновационной продукции и способам её изготовления;
определение рынков сбыта продукции, использующей анализируемые технические решения;
выявление наиболее активных регионов по проведению исследований в анализируемой области;
выявление наиболее сильных и значимых конкурентов, ведущих разработки в исследуемой области;
анализ научно-технической и патентно-лицензионной деятельностей ведущих фирм – конкурентов.

Критерии, определяющие возможность правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности в качестве объектов интеллектуальной собственности, регламентируются Положениями Гражданского кодекса (ГК) РФ ч. 4.


Рис. 4 - Выявление результатов интеллектуальной деятельности

На первом этапе анализа информации, полученной в ходе патентно - маркетинговых и научных исследований, для выявленных результатов интеллектуальной деятельности целесообразно вводить режим коммерческой тайны (ноу-хау). Такой выбор охраны оправдан тем, что на ранней стадии проекта недостаточно изучен потенциальный рынок инновационной разработки, часть выявленных РИД нуждаются в доработке. В случае принятия решения о патентовании или государственной регистрации того или иного РИД необходима процедура подготовки и подачи заявки в соответствующее патентное ведомство, экспертиза, оплата пошлин, что является весьма трудоемким и затратным во времени процессом. Правовая охрана в качестве ноу-хау позволит избежать преждевременного раскрытия информации и потери конкурентного преимущества на ранней стадии инновационного проекта.

Регулируют отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность, ФЗ «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004. № 98-ФЗ; Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. №188 «Перечень сведений конфиденциального характера».

Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности
Рекомендуемые этапы правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности представлены на схеме (Рис. 5).


Существует три процедуры международного патентования.
Традиционная процедура , предусматривающая подачу заявки непосредственно в то национальное патентное ведомство, на территории которого заявитель заинтересован в получении охранного документа. Такая процедура оправдывает себя в тех случаях, когда заявители заинтересованы в быстрой охране своих изобретений на территории государств, число которых, как правило, не превышает трех-четырех и в которых для заявителя уже определена перспектива реализации патентуемых изобретений.

Региональная процедура , в соответствии с которой зарубежное патентование осуществляется посредством подачи заявки в региональное патентное ведомство. К числу таких региональных договоров относятся Европейская и Евразийская патентные конвенции, а также Соглашение о создании африканской организации интеллектуальной собственности (франкоязычные страны) и Соглашение о создании африканской региональной организации по охране промышленной собственности (англоязычные страны).

Международная процедура , которая оправдывает себя при заинтересованности заявителя в охране своего изобретения на территории максимально возможного числа государств, в том числе на территории государств, не являющихся участниками какой-либо региональной конвенции или соглашения. В области изобретений и полезных моделей к числу международных договоров относится Договор о патентной кооперации (Patent Cooperation Treaty, PCT).

Выбор процедуры патентования должен быть выполнен с учетом требования ГК РФ ч.4 (ст. 1395), который обязывает подать первую заявку на выдачу патента в Федеральную службу по интеллектуальной собственности РФ или в случае, например, патентования по процедуре РСТ обязательно в перечне стран указать Российскую Федерацию.

Схема закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданных за счет бюджетных средств представлена на Рис. 6.

01.10.2014 вступает в силу Федеральный закон N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Государственный учёт
В процессе научно-исследовательской деятельности не следует забывать о необходимости регистрации НИОКР в единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения.

Отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности, регулируются Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2014.

С 1 января 2014 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2013 г. № 327 “О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения”. Согласно его Положениям, обязательной регистрации подлежат:
а) Сведения о начале научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работах гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета;
б) Сведения о результатах исполняемых работ: отчеты о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, защищенные диссертации на соискание ученых степеней, алгоритмы и программы;
в) Сведения о созданных РИД, состоянии правовой охраны РИД и их использовании.
Система единого учета является своего рода «связующим информационным звеном» между государством, университетами и представителями реального сектора экономики.

Преимущества государственного учета представлены на схеме (Рис. 7). Учет осуществляется в онлайн-режиме на сайте ЕГИСУ НИОКР.


Создание хозяйственного общества/партнерства с участием ВУЗа
После того как созданы объекты интеллектуальной собственности, предварительно оценены и проработаны пути их коммерциализации, ориентировочно известен рынок и потенциальные конкуренты, сформировалась команда инновационного проекта и найдены инвестиции, целесообразно создавать малое инновационное предприятие.

Создание на базе ВУЗа малого инновационного предприятия (МИП) – один из эффективных вариантов введения в гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности, созданных университетом.

Получение прибыли осуществляется путем собственного производства и монопольного выпуска продукции, имеющей охранный документ (IT-технологии, мелкосерийное производство), или путем продажи лицензий. В случае масштабной разработки на этом этапе возможно создание прототипа или пилотного варианта технологии для поиска дальнейшего инвестирования проекта.

Создание МИП имеет ряд положительных аспектов как для университета и инноватора, так и для экономики региона и страны в целом. Преимущества создания малого инновационного предприятия с участием ВУЗа приведены на схеме (Рис. 8).


Переходим к созданию собственно малого инновационного предприятия с участием ВУЗа. Рассмотренные этапы работы в этом направлении начинаются с оценки и постановки созданных РИД на бухгалтерский баланс университета и заканчиваются заключением лицензионного договора с созданным предприятием (Рис. 9).


Этап 1. Постановка РИД на бюджетный учет.
В соответствии с Приказом Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" принятие к учету нематериальных активов, а также их выбытие осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом - Актом.

К нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, предназначенные для неоднократного и (или) постоянного использования на праве оперативного управления в деятельности учреждения, удовлетворяющие следующим условиям:
объект способен приносить учреждению экономические выгоды в будущем;
отсутствие у объекта материально-вещественной формы;
возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;
объект предназначен для использования в течение длительного времени;
не предполагается последующая перепродажа данного актива;
наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование актива;
наличие надлежаще оформленных документов, устанавливающих исключительное право на актив;
наличие в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, надлежаще оформленных документов, подтверждающих исключительное право на актив (патенты, свидетельства и др., договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т.п.) или исключительного права на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау).

В целях определения первоначальной стоимости объекта нематериальных активов при его создании включаются следующие расходы:
суммы, уплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг при создании нематериального актива согласно договорам (государственным (муниципальным) контрактам), в том числе по договорам авторского заказа (авторским договорам), договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ;
расходы на выплаты по оплате труда сотрудников, непосредственно занятых в процессе создания нематериального актива или в выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ;
расходы на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других основных средств и иного имущества, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, использованных непосредственно при создании нематериального актива, первоначальная стоимость которого формируется;
иные расходы, непосредственно связанные с приобретением, созданием нематериального актива и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.

Не включаются в сумму фактических вложений:
общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, созданием объекта нематериальных активов;
расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам предшествующих отчетных периодов, которые были признаны доходами и расходами;
расходы, непосредственно связанные с созданием образцов новых изделий (опытных образцов), принимаемых по результатам научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в состав нефинансовых активов учреждения.

Этап 2. Проведение оценки права использования РИД, которое будет являться вкладом в уставной капитал хозяйственного общества или партнёрства.
Денежная оценка права, вносимого в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества или складочный капитал хозяйственного партнерства по лицензионному договору, утверждается решением единственного учредителя (общего собрания учредителей) хозяйственного общества или участников хозяйственного партнерства, принимаемым всеми учредителями хозяйственного общества или участниками хозяйственного партнерства единогласно. Если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли либо акций участника хозяйственного общества в уставном капитале хозяйственного общества или доли либо акций, оплачиваемых вкладом в складочный капитал хозяйственного партнерства, составляет более чем пятьсот тысяч рублей, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком.

Этап 3. Определение организационно- правовой формы и создаваемого предприятия
В соответствии со ст. 103 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательные организации высшего образования, являющиеся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, имеют право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (далее по тексту РИД): программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами).

Выбор организационно-правовой формы, определение места нахождения и размера уставного капитала хозяйственного общества (партнерства), а также подготовка учредительных документов по созданию хозяйственного общества (партнерства) для целей практического применения (внедрения) РИД осуществляется единолично учреждением или совместно с соучредителем (ями) хозяйственного общества.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью. Таким образом, с учетом действующих редакций Федеральных законов от 08.02.1998 N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и от 26.12.1995 N208-ФЗ "Об акционерных обществах" можно сделать вывод, что ст. 103 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" допускает возможность участия бюджетных и автономных образовательных организаций в учреждении следующих форм коммерческих организаций:
Открытое акционерное общество;
Закрытое акционерное общество;
Общество с ограниченной ответственностью;
Общество с дополнительной ответственностью.

Доля вуза в уставном капитале создаваемого предприятия никак не регулируется. Рекомендуем долю вуза в уставном капитале общества оставлять на уровне 10-30%. Здесь действует принцип – если есть инвестор или высокая заинтересованность авторов РИД в развитии общества – доля меньше.

Сложившаяся практика показывает, что создаваемые в соответствии с Федеральным законом № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» хозяйственные общества в целом соответствуют требованиям, предъявляемым инновационным бизнесом, но не свободны от недостатков, затрудняющих их использование в инновационных бизнес-проектах. Именно эти ограничения затрудняют возможность стадийного финансирования инновационного бизнеса, возможность гибкой защиты интересов инвесторов и правообладателей на различных стадиях коммерциализации продуктов.

Форма хозяйственных партнерств является наиболее гибкой и удобной для проведения процессов коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Хозяйственным партнерством в соответствии со ст.2. " признается созданная двумя или более лицами компания. Согласно Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах», это коммерческая организация, в управлении деятельностью которой принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством. Форма хозяйственных партнерств является наиболее гибкой и удобной для проведения процессов коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, поскольку предусматривает:
гибкое регулирование долей уставного капитала на различных стадиях развития инновационного бизнеса (на начальном этапе доля фондов может быть велика, а по мере развития может уменьшаться);
независимость системы принятия управленческих решений хозяйствующего субъекта от долей в уставном капитале (принятие решения непосредственно не связано с долей участия);
ограничение ответственности всех участников по сделкам, совершаемым хозяйственным партнёрством.

Фактически хозяйственное партнерство дает возможность устанавливать удобные для конкретного инновационного бизнес-проекта правила, в том числе допускает возможность заключения соглашения об управлении партнерством не только всеми участниками партнерства, но также работниками, в первую очередь – авторами коммерциализуемых результатов интеллектуальной деятельности.

В ряде случаев возможно непосредственное привлечение государственных институтов развития, частных инвесторов до создания малого предприятия. Получив поддержку в виде инвестиций, следует принимать окончательное решение об организационно-правовой форме МИПа.

Этап 4. Решение о создании хозяйственного общества или партнерства. Определение долей в уставном капитале
Принятие решений и рассмотрение документов для учреждения хозяйственного общества (хозяйственного партнерства) в целях практического применения (внедрения) РИД целесообразно отнести к компетенции ученого совета и (или) научно-технического совета учреждения. В решении ученого совета или научно-технического совета учреждения о создании хозяйственного общества целесообразно отразить следующие предложения по:
наименованию создаваемого хозяйственного общества с указанием его организационно-правовой формы; определению места нахождения хозяйственного общества;
составу участников хозяйственного общества;
размеру уставного капитала хозяйственного общества и размеру долей каждого участника в уставном капитале хозяйственного общества;
составу имущества, вносимого учредителем (учредителями) в уставный капитал хозяйственного общества, включая сведения о предполагаемой оценке неденежных вкладов в уставный капитал хозяйственного общества;
назначению единоличного исполнительного органа;
формированию исполнительного органа.

Решение о создании хозяйственного общества принимается на собрании учредителей хозяйственного общества, на котором утверждается его устав. При наличии двух и более учредителей решение о создании хозяйственного общества оформляется протоколом общего собрания учредителей общества.

В соответствии с п.4 ст. 103 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательные организации высшего образования вправе привлекать других лиц в качестве учредителей (участников) хозяйственного общества или участников хозяйственного партнерства.

Ранее для высших учебных заведений в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 2 августа 2009г. N 217-ФЗ (утратила силу с 1 сентября 2013 г.) были установлены ограничения по доле данного высшего учебного заведения в уставном капитале акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. В настоящее время данные ограничения отменены - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" не содержит требований к долям учредителей, которые определяются по соглашению сторон.

Этап 5. Регистрация в Федеральной Налоговой службе
Решение о создании хозяйственного общества, а также иные документы, необходимые для создания хозяйственного общества, принимаются в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и направляются на государственную регистрацию в территориальный орган Федеральной налоговой службы по месту нахождения создаваемого хозяйственного общества (хозяйственного партнерства).

Этап 6. Уведомление Минобрнауки России Уведомление о создании хозяйственного общества или хозяйственного партнерства должны быть направлены в течение семи дней со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственных обществ (ХО) и хозяйственных партнерств (ХП). Организация работы по учету уведомлений возложена на Департамент науки и технологий Минобрнауки России и федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт – Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы» (ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ). Учет уведомлений о создании ХО (ХП) предусматривает обязательную процедуру регистрации на сайте системы «Учет и мониторинг малых инновационных предприятий научно-образовательной сферы» и внесение сведений о ХО (ХП) в базу данных путем заполнения интерактивной анкеты.

После проверки администратором системы данных о созданном ХО (ХП) соответствующая информация размещается в открытой базе данных на сайте системы, автоматически формируется уведомление, которое необходимо распечатать на бланке организации-учредителя ХО (ХП), подписать у руководителя организации и направить в Минобрнауки России по адресу: ул. Тверская, д. 11, г. Москва, ГСП-3, 125993.

В случае изменения состава данных о внесенном в базу данных ХО (ХП), например, появления сведений о лицензионном договоре, изменении состава учредителей и др., зарегистрированный пользователь системы вносит в интерактивную анкету соответствующие сведения. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.01.2014 № 43 «Об организации в Министерстве образования и науки Российской Федерации работы по учету уведомлений о создании хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств».

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" Правительства Российской Федерации установлено, что ведение реестра учета уведомлений о создании хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, созданных бюджетными научными и автономными научными учреждениями либо образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными или автономными учреждениями, осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации.

Реестр подписывается Департаментом науки и техники и передается в органы контроля за уплатой страховых взносов (Пенсионный Фонд Российской федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации) в печатном виде и на электроном носителе.

Постановление Правительства РФ от 04.03.2011 N 146 (ред. от 12.12.2013) "О ведении реестра учета уведомлений о создании хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, созданных бюджетными научными и автономными научными учреждениями либо образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными или автономными учреждениями, и порядке его передачи в органы контроля за уплатой страховых взносов».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.02.2014 № 117 «Об утверждении формы реестра учета уведомлений о создании хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, созданных бюджетными научными и автономными научными учреждениями либо образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными или автономными учреждениями».

Этап 7. Заключение лицензионного договора с созданным хозяйственным обществом (партнерством)
Право использования РИД должно вноситься в уставный капитал хозяйственного общества (хозяйственного партнерства) на основании решения учредителей (учредителя) о создании юридического лица непосредственно после внесения записи о государственной регистрации хозяйственного общества (хозяйственного партнерства) в единый государственный реестр юридических лиц путем заключения между вузом и хозяйственным обществом (хозяйственным партнерством) лицензионного договора.

Закон N 273-ФЗ не определяет вид лицензионного договора, поэтому согласно ГК РФ лицензия может быть простая (неисключительная) и исключительная.

По лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности – вуз (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне – хозяйственному обществу или хозяйственному партнерству (лицензиату) право использования такого результата в предусмотренных договором пределах. Согласно п. 1 ст. 1233 ГК, заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату.

Такой нормативный подход является разумной гарантией сохранения интеллектуальной собственности за ВУЗами.
Требования к содержанию лицензионного договора и к порядку его исполнения определяются в соответствии со ст. 1235 – 1237 Гражданского кодекса Российской Федерации (Таблица 1).

Страховые взносы
Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Статья 58. Пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 - 2027 годов.

«П. 4 для хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) (в том числе совместно с другими лицами) таких хозяйственных обществ, участникам таких хозяйственных партнерств - бюджетным научным учреждениям и автономным научным учреждениям либо образовательным организациям высшего образования, являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями. Реестр учета уведомлений о создании хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и передается в орган контроля за уплатой страховых взносов не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.»

Для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 4 Закона, применяются следующие тарифы страховых взносов (Таблица 2).

Указанные в пункте 4 Закона плательщики страховых взносов применяют указанные тарифы страховых взносов при выполнении ими следующих условий:
1) осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности. Под научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами подразумеваются работы по созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности изобретательство;
2) применение упрощенной системы налогообложения.

Определение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства
Созданное с участием вуза хозяйственное общество (хозяйственное партнерство) с целью коммерциализации РИД может функционировать как малое и среднее предприятие с учетом соблюдения требований, содержащихся в ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»:

Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения для микропредприятия - 60 млн руб., для малых - 400 млн руб., средних - 1000 млн руб.).

Предприятия, соответствующие установленным в Законе критериям, вправе рассчитывать на участие в государственных программах поддержки малых и средних предприятий, получении льгот, а также специализированных услуг. Так, в Белгородской области действует фонд поддержки малых малого и среднего предпринимательства, в котором более 30 МИП БГТУ им. В.Г. Шухова получили на конкурсной основе, представив соответствующие бизнес-планы, финансовую поддержку в объеме до 0.5 млн рублей на развитие бизнеса.

Возможные шаги по развитию предприятия.
При развитии предприятия следует предусмотреть и необходимость дальнейших научных исследований (совместно с научно-исследовательскими лабораториями, кафедрами, Центрами коллективного пользования университета), и поддержку со стороны институтов государственного развития, частных инвесторов, привлечение маркетологов, патентоведов (Рис. 10-11).



Государственные институты развития
Российский фонд технологического развития РФТР – ключевой государственный институт по финансированию прикладных научно-технических проектов, направленных на создание высокотехнологичных производств. Фонд организует научно-техническую, юридическую и финансово-экономическую экспертизу научно-технических проектов и экспериментальных разработок, а также финансирует перспективные НИОКР на основе займов.

Инструменты поддержки: целевые льготные займы на выполнение исследований и разработок, оказание консультационных услуг по всему спектру вопросов управления инновациями и развития компании.

Основные условия финансового обеспечения проектов инновационных предприятий, реализуемых при поддержке научных учреждений государственных академий наук: отбор проектов осуществляется по результатам Конкурса. Сумма чистых активов Заявителя должна превышать сумму запрашиваемого займа. В случае, если сумма чистых активов Заявителя недостаточна, он может предложить Фонду предоставление дополнительного обеспечения исполнения обязательств. Размер займа - от 30 до 100 млн. рублей. Срок займа – до 60 месяцев. Погашение осуществляется в течение 37 – 60 месяцев. Заем сопровождается обязательным мониторингом целевого использования полученных средств и контролем хода реализации проекта НИОКР.

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника) – государственная некоммерческая организация в форме федерального государственного бюджетного учреждения.
Программы Фонда:
«УМНИК» . В рамках программы Фонд финансирует выполнение проектов, направленных на проведение исследований в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) победителей программы, каждый из которых получает по 400 тыс. руб. на два года (включая отчисления, предусмотренные законодательством РФ). На финансирование программы выделяется 500 млн. руб. в год.
«СТАРТ» . Цель Программы – содействие инноваторам, стремящимся разработать и освоить производство нового товара, изделия, технологии или услуги с использованием результатов своих научно-технологических исследований, находящихся на начальной стадии развития и имеющих большой потенциал коммерциализации. Программа помогает малым инновационным предприятиям, созданным менее двух лет назад, с годовой выручкой до 300 тыс. рублей. Объемы финансирования предприятий-победителей – до 6 млн руб. на 3 года.
«РАЗВИТИЕ» поддерживает малые инновационные предприятия, разрабатывающие новые виды наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей им интеллектуальной собственности. Конкурсы программы направлены на развитие рынка отечественной высокотехнологичной продукции, коммерциализацию результатов научно-технической деятельности, привлечение инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства, а также на создание новых рабочих мест в высокотехнологическом секторе. Объем финансирования одного проекта по программе «РАЗВИТИЕ» обычно не превышает 15 млн. руб.

ОАО «Российская венчурная компания» (ОАО «РВК») – государственный фонд фондов и институт развития Российской Федерации, созданный в июне 2006 г. Цель – формирование и развитие в РФ собственной венчурной индустрии.

РВК вкладывает средства через венчурные фонды, создаваемые совместно с частными инвесторами. Общее количество фондов, сформированных ОАО «РВК» - 13 (включая 2 фонда в зарубежной юрисдикции).

Приоритетными направлениями деятельности компании выступают:
Индустриальные сектора, в которых по тем или иным причинам невелико присутствие частного капитала, но которые важны для сбалансированного инновационного развития страны (биотехнологии и медицина, энергетика и энергоэффективность, интеллектуальные системы и др.);
Начальные стадии развития технологических компаний (прежде всего – на посевную), где из-за высоких рисков в настоящее время предложение частного капитала и соответствующих инструментов недостаточно;
Развитие российских венчурных инвесторов;
Региональное (кластерное) развитие;
Создание и проведение образовательных программ;
Продвижение и популяризация инновационной деятельности.

Открытое акционерное общество «РОСНАНО» выступает как соинвестор проектов по созданию новых или расширению существующих предприятий, выпускающих продукцию с применением нанотехнологий. Основная форма инвестирования РОСНАНО - вклад в уставный капитал проектной компании. Условия применения данного финансового инструмента:
Вклад соинвестора в уставный капитал проектной компании в форме нематериальных активов принимается с дисконтом (от нуля до 100%) к рыночной стоимости нематериальных активов, определенной независимым оценщиком;
РОСНАНО может финансировать проекты путем приобретения привилегированных акций проектной компании, а также путем предоставления конвертируемых займов;
Целевой срок участия РОСНАНО в проекте составляет 4 года с даты начала финансирования проекта со стороны РОСНАНО (для медицинских - не более 6 лет).

Дополнительные формы финансирования проектов - займы проектным компаниям и поручительства по обязательствам проектных компаний перед третьими лицами. Данные формы финансирования применяются в исключительных случаях, при этом заём является приоритетной формой финансирования по отношению к поручительству. Не допускается одновременное предоставление займа и поручительства в рамках финансирования одного проекта.

Инновационный центр «Сколково» призван создать устойчивую саморазвивающуюся экосистему высокотехнологических инноваций в России. Участники инновационного центра «Сколково» - это компании, предложившие новые пути решения важнейших научных, социальных и экономических проблем в ключевых сферах - кластерах:
кластер биомедицинских технологий,
кластер информационных технологий,
кластер космических технологий и телекоммуникаций,
кластер энергоэффективных технологий, кластер ядерных технологий. Статус участника проекта «Сколково» определен Федеральным законом Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

Возможности:
заниматься исследованиями, разработками и коммерциализацией результатов своей инновационной деятельности;
пользоваться налоговыми и таможенными льготами (до достижения предельного значения по выручке и прибыли);
получить доступ к исследовательской инфраструктуре и услугам Фонда по коммерциализации;
участие в конкурсах на получения гранта;
участие в регулярных мероприятиях инновационного центра.
В рамках Инновационного Центра «Сколково» совместно с Массачусетским технологическим институтом (Massachusetts Institute of Technology) создан университет «СколТех», который в сентябре 2012г. принял первых студентов.

Управление малыми инновационными предприятиями
Управление малыми инновационными предприятиями можно представить в виде цепочки шагов:
1. Участие представителя ВУЗа в принятии решений на собрании учредителей;
2. Контроль доходов и расходов (отчет ревизионной комиссии);
3. Распределение прибыли;
4. Формирование объединения малых инновационных предприятий, созданных на базе ВУЗа.

Оптимальное управление большим количеством МИПов осуществляется посредством создания Управляющей Компании.

Таким образом, за счет объединения усилий университета и государства инноватор может с максимальной эффективностью осуществить коммерциализацию своей идеи (Рис. 12).

Почти все студенты еще с институтской скамьи мечтают о запуске собственного стартапа, который выстрелит не хуже, чем у Цукерберга или, как минимум, у Дурова. Социальные сети, игры, новые сервисы открываются тут и там. По какому пути пойти, какую форму бизнеса выбрать, как развиваться на самом важном начальном этапе и наломать поменьше дров? Расскажу об одном опробованном варианте.

В любом бизнесе есть этап «индивидуальный предприниматель», но настает момент, когда вы понимаете, что дальнейшего развития не будет без открытия юридического лица. Решение организационных проблем при открытии может накрыть вас с головой настолько, что времени и сил на развитие самой бизнес-идеи может не оказаться. Помощь может прийти с совершенно неожиданной стороны - обратитесь в институт, который вы закончили (или заканчиваете). 10 лет назад наша команда так и поступила, лаборатория в 30 метров стала нашим первым офисом, а сотрудники стали преподавать на кафедре информационные технологии. С тех пор много воды утекло и многое изменилось.

За последние два года резко возросла активность российских ВУЗов в направлении создания хозяйственных обществ совместно с бизнес-структурами и частными лицами. Одной из причин тому стало вступление в силу Федерального закона N 217-ФЗ 15 августа 2009 года.

Интерес бизнеса

Создание совместно с ВУЗом инновационного предприятия несёт в себе ряд замечательных возможностей. С одной стороны ВУЗ - монстроидальная, неповоротливая и крайне бюрократичная структура, в лучших традициях советских госучреждений. С другой - это организация со сформированной инфраструктурой, включающей сотни помещений, тысячи единиц оборудования, ЛВС, силовые сети и т.д. Даже если не учитывать преимущества от 217-ФЗ, сотрудничество с ВУЗом даёт ряд преимуществ:
  • ВУЗ может предложить аренду помещения на льготных условиях,
  • ВУЗ может предоставить оборудование,
  • в ВУЗе есть юридический отдел, бухгалтерия, маркетинг и другие подразделения, в которые можно обратиться за советом и помощью,
  • в конце концов, ВУЗ может оказать помощь при регистрации общества.
Но едва ли не самое главное: вы можете получить доступ к госбюджетным проектам, которые могут выполняться только предприятием с государственным участием. Такие проекты, зачастую крупные, как вода необходимы стартапам. Не меньше в них заинтересован и сформировавшийся бизнес.
Помимо этого, ряд преимуществ предлагает 217-ФЗ:
  • Во-первых, это льготное налогообложение. Согласно Федеральному закону N 310-ФЗ, компаниями, созданными по 217-ФЗ, может применяться Упрощенная система налогообложения (УСН). Это означает, что у компании отсутствует НДС (18%), общая ставка по страховым взносам составляет лишь 14 % (против действующих для остальных организаций 34) и при выборе объекта налогообложения - «Доходы», ставка налога составит 6%, которая может быть уменьшена до 3%.
  • Во-вторых, закон даёт возможность без длительных конкурсов арендовать помещение в своём ВУЗе или НИИ.
Не менее важно и то, что закон выступает катализатором для ВУЗа, побуждающим его создавать совместные предприятия.

Наш шкурный интерес

Почитав вышеуказанную информацию в середине 2011 года, мы решили открыть совместное предприятие под новые бизнес-направления. Наши чаяния были следующими (некоторые поясню):
  • Легализация коммерческой деятельности в ВУЗе
    Долгое время наша команда «сидела» на площадях кафедры как группа действующих преподавателей. Больше всего вопросов возникало у комиссий, проверяющих деятельность кафедры. Еще недавно заниматься бизнесом в стенах альма-матер было зазорно.
  • Оптимизация расходов на аренду
  • Снижение налогового бремени
    Зарплатные налоги - наиболее серьезная статья расходов компании. Сэкономленные средства можно пустить как минимум на развитие или просто увеличить сами зарплаты.
  • Доступ к ВУЗовским проектам
  • Доступ к оборудованию
    Расстраивает факт неиспользования дорогого аппаратного и программного обеспечения, закупаемого учебными заведениями по различным грантам и целевым программам. Малое предприятие при ВУЗе нуждается в нём и может найти ему правильное применение.
  • Возможность участия в государственных конкурсах и программах
    Мы, например, до создания предприятия с ВУЗом, не имели доступа к минобровским проектам, не работали со многими государственными ведомствами, в том числе и ВПК. Теперь же ситуация меняется в лучшую сторону. И, наконец, у нас появляется возможность участвовать в различных региональных и федеральных программах и конкурсах, направленных на поддержку инновационного малого предпринимательства и субсидирование его расходов.

Интерес ВУЗа

А нужно ли это ВУЗам? Да, нужно, и причин несколько. Для начала - не самый позитивный, но типично российский момент. Принятие 217-ФЗ сопровождалось громкими выступлениями Дмитрия Медведева и Андрея Фурсенко, призывавших ВУЗы дружно создавать малые инновационные предприятия. В России пожелания руководящих лиц обычно воспринимаются как приказы. Соответственно, Рособразование оказывало некое давление на ВУЗы в этом направлении, требуя создавать компании. Ситуацию усугубил 83-ФЗ, согласно которому госучреждения нынче обязаны зарабатывать деньги и вести коммерческую деятельность.
  • ВУЗы получили возможность коммерциализировать свои научные разработки, привлекать внебюджетные инвестиции.
  • ВУЗы могут проводить через малые предприятия заказные НИОКР в целях использования налоговых льгот и целевого использования прибыли.
  • Через малые предприятия ВУЗы могут осуществлять закупки оборудования и материалов без проведения длительных конкурсных процедур.
  • Малое предприятие - это более высокооплачиваемые чем преподавание рабочие места для сотрудников и студентов ВУЗа.
  • ВУЗы имеют большой опыт участия в конкурсах, умеют «выбивать» проекты. Но, к сожалению, многим ВУЗам не хватает исполнителей проектов. Малые предприятия же имеют ресурсы для выполнения проектов, и они могли бы отлично закрыть эту «дыру».
  • Наконец, ВУЗы могут использовать деятельность малого предприятия в образовательном процессе. Так при обучении студентов появляется больше практических занятий, больше «примеров из жизни». На базе предприятия студенты могут проходить практику, выполнять аттестационные работы.
Таким образом, очевиден интерес всех сторон. Решение на поверхности: создать совместно с ВУЗом малое инновационное предприятие.

Как открыть компанию?

Учредителями малого инновационного предприятия являются 2 стороны: ВУЗ и бизнес. Последний может быть представлен двумя вариантами:
  • Коммерческая компания (юридическое лицо)
  • Частные учредители (физические лица)
Большинство из созданных при СПбГЭТУ малых предприятий учреждены по форме: «ВУЗ + физические лица». Все они являются стартапами сотрудников и выпускников. Кстати, люди, пришедшие «с улицы» также могут получить рабочее место для реализации своих идей. В СПбГЭТУ для этих целей есть МИЦ - Молодёжный инновационный центр. Для получения оснащённого рабочего места и помощи бизнес-инкубатора, претендент должен представить свои идеи и наработки. После прохождения инкубационного периода, любой участник МИЦ может также организовать совместную с ВУЗом компанию.

Имея сформировавшийся бизнес (и по некоторым политическим соображениям), мы выступили учредителем малого инновационного предприятия как юридическое лицо.

Формирование пакета документов
Ознакомившись с 217-ФЗ и другими нормативными документами по теме, заручившись поддержкой двух ключевых лиц (заведующего кафедрой и проректора по научной работе), мы начали готовить документы. Оперативная работа велась с начальником управления инновационной деятельности ВУЗа, который и курировал работы по открытию как нашей, так и ранее созданных компаний. Получив от него пакет «заготовок» учредительных документов, мы отредактировали их под свои задачи и отдали на регистрацию ООО сторонней компании.
Обзор необходимых документов:
  • Служебная записка ректору ВУЗа с просьбой рассмотреть предложение кафедры и компании-соучредителя о создании при СПбГЭТУ общества с ограниченной ответственностью - это самый первый документ. На основе служебной записки ректор выносит данный вопрос на заседание Ученого совета.
  • Презентация предприятия . Необходимо провести презентацию создаваемого предприятия на заседании Ученого совета. Для этого мы приготовили короткую, строгую и невзрачную презентацию по форме ВУЗа и сопроводительную речь к ней. Ученый совет ВУЗа одобряет предложение о создании предприятия.
  • Протокол собрания учредителей общества . В документе перечислены постановления учредителей о существенных аспектах общества, в том числе постановление создать общество, заключить договор об учреждении и согласовать устав общества.
  • Договор об учреждении общества .
  • Устав общества . Детальное описание всех граней общества.
  • Лицензионное соглашение на передачу вновь созданному обществу неисключительных прав на использование РИД.
На что следует обратить внимание
  • Согласно 217-ФЗ доля ВУЗа в уставном капитале общества должна быть более 33,3%
  • Права на результат интеллектуальной деятельности, вносимый ВУЗом в качестве вклада в уставной капитал, обязательно должны принадлежать ВУЗу.
Выбор места нахождения (ex. юрадрес)
Учитывая, что в дальнейшем компания будет располагаться на территории ВУЗа и будет официально арендовать помещение, в качестве места нахождения общества целесообразно указать адрес ВУЗа, как мы и поступили.
Налогообложение
При открытии компании необходимо сразу сообщать в налоговую (отдельным заявлением) о типе налогообложения, которое будет использоваться компанией (упрощенная УСН или общая ОСН). Тут надо советоваться с бухгалтерами - начинающим компаниям рекомендуем выбирать упрощенку.
Счет в банке
Необходимо было предоставить нотариально заваренные копии уставных документов всех учредителей. Документы института можно получить в юридическом отделе или как в нашем случае, сделать нотариальные копии с оригиналов, выданных под расписку сотруднику ВУЗа. Затруднение вызвало отсутствие договора аренды помещений (есть такое требование Центробанка РФ по противодействию отмывке и терроризму). Как временное решение вопроса помогло гарантийное письмо из ВУЗа о предоставлении помещений в аренду. Факт открытия счета обязательно должен быть сообщен в налоговую и фонды, иначе последуют огромные штрафы.
Письмо в ЦИСН
Решение о соответствии созданного предприятия Федеральному закону 217-ФЗ выносит Центр исследований и статистики науки . До внесения предприятия в ресстр хозяйственных обществ, созданных по 217-ФЗ, компания не сможет пользоваться льготами и преимуществами, прописанными в законе. Поэтому очень важным этапом будет подготовка и отправка Письма-уведомления в ЦИСН о создании малого предприятия. Вместе с письмом нужно отправить пачку заверенных копий учредительных и некоторых других документов. Кстати, заверять их у нотариуса не обязательно (чтобы не тратить деньги): копии всех учредительных документов могут быть заверены генеральным директором созданного общества, а копии документов, относящихся к ВУЗу, заверяются в ректорате.
Помещение
Чтобы ваша компания не была виртуальной и сотрудники не были разбросаны по кафедре, необходимо решить вопрос с помещением. Прямой, но не самый оптимальный вариант - заключить договор аренды с ВУЗом. Кстати хозяйственно-административной службе ВУЗа он не понравится, т.к. вы имеете права на льготы и они не дополучат внебюджетных средств. Вариант который устроит всех - создание специализированной учебно-научной лаборатории на кафедре. Кафедральные помещения не входят в арендный оборот, хозяйственники без претензий, да и с кафедрой проще договориться, закрыв частично учебный и научный процесс, улучшив отчетность, не говоря уже о хоздоговорных работах.
Процедура формирования лаборатории в документах: Служебная записка о создании учебно-научной лаборатории УНЛ → Договор о сотрудничестве → Приказ Ректора → Положение об УНЛ

Результаты в соответствии с поставленными задачами

  • Коммерческая деятельность внутри ВУЗа легализована совместным ООО и рядом договоров о сотрудничестве.
  • Помещения: отдали 100-метровое арендуемое помещение, получили 140-метровое в виде УНЛ.
  • Снижение налогового бремени
  • Доступ к ВУЗовским проектам уже получили: начали разрабатывать систему учета и регистрации научной и инновационной деятельности университета. О ней подробно расскажем в отдельном посте.
  • Доступ к оборудованию. Нам повезло: новый УНЛ институт решил оснастить новейшей мультимедиа и серверной техникой, с нас - ремонт помещения.
  • Возможность участия в государственных конкурсах и программах - еще впереди.
Как ни сокращал, статья получилось большая, а еще больше - осталось за кадром. Так что спрашивайте, с удовольствием отвечу.

P.S. Новую компанию назвали УРАНСОФТ

Благодарю staskin1 за помощь в подготовке статьи

С 80-х годов прошлого века в России стали появляться малые предприятия с проектами-инновациями. Их создание обеспечивает развитие новаторских проектов и способствует стабильному развитию экономической сферы. В тяжелое десятилетие 90-х снижение бюджетной поддержки и инвестиционных вложений привели к сокращению научных проектов.

Сегодня малый бизнес набирает обороты, но сохраняет нестабильность. Его прибыльность стала значительно меньше, так как сократились инвестиционные вложения.

В вузах Центрального федерального округа в настоящее время отмечается активизация. Лидирует Белгородская область, а также учебные заведения Черноземья: Воронежской и Тамбовской областей.

Создание малых предприятий на базе образовательных учреждений расширяет возможности научного сообщества, позволяя увеличить спектр платных услуг, создавать рабочие места, повышать конкурентоспособность участия в государственных программах.

У Т В Е Р Ж Д А Ю

Ректор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации


___________________ М. А. Эскиндаров
«_____» _____________________ 2011 г.
Регламент

создания малых инновационных предприятий

при участии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации в рамках реализации Федерального Закона №217-ФЗ от 2 августа 2009 г.
Содержание

1.Общие положения 3

2.Основные понятия и определения 5

3.КОММЕРЦИАЛИЗАЦИя рид Финансового университета 7

4.Общие принципы создания хозяйственных обществ 10

5.Порядок создания хозяйственных обществ 13

6.ОЦЕНКА СТОИМОСТИ И ПОСТАНОВКА РИД НА БАЛАНС 16

7.Приложения 21

7.1.Блок-схема процесса создания хозяйственного общества при участии Финансового университета 21

7.2.Шаблон Письма-Заявки о создании хозяйственного общества 22

Лист согласования 23


  1. Общие положения


    1. Регламент создания малых инновационных предприятий (далее – «Регламент») при участии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (далее – «Финансовый университет») разработан с целью регулирования деятельности, связанной с созданием хозяйственных обществ, дальнейшего управления и распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах создаваемых хозяйственных обществ в рамках реализации Федерального Закона №217-ФЗ от 2 августа 2009 г. (далее – «217-ФЗ»).

    2. Настоящий Регламент устанавливает общий порядок, единую последовательность действий и процедуру оформления документации, необходимую для создания и управления хозяйственными обществами, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат Финансовому университету.

    3. Общее руководство деятельностью по коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в рамках 217-ФЗ в Финансовом университете осуществляет Проректор по научному и инновационному развитию.

    4. Оперативное курирование процессов коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в рамках 217-ФЗ в Финансовом университете осуществляет заместитель проректора по научному и инновационному развитию. Текущую работу ведет Управление инновационного развития.

    5. Принятие ключевых решений решения по коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в рамках 217-ФЗ в Финансовом университете осуществляется коллегиально на заседаниях Экспертной комиссии по оценке результатов интеллектуальной деятельности для их постановки на учет и дальнейшей коммерциализации путем создания малых инновационных предприятий Финансового университета (далее – «Экспертная Комиссия»).

    6. Настоящий Регламент обязателен для исполнения всеми структурными подразделениями и должностными лицами Финансового университета при коммерциализации или внедрении в практику результатов интеллектуальной деятельности, как полученных в структурных подразделениях Финансового университета, так и полученных от сторонник предприятий (организаций) или граждан.

    7. Внесение изменений в настоящий Регламент осуществляется приказом Ректора Финансового университета на основании представления Проректора по научному и инновационному развитию.
  1. Основные понятия и определения


    1. Инновационная деятельность – процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности.

    2. Результаты интеллектуальной деятельности (далее – «РИД») – результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат Финансовому университету, при сохранении авторства физических лиц, и права использования которых могут быть переданы в качестве вклада в уставный капитал создаваемых хозяйственных обществ в соответствии с 217-ФЗ, а именно: патенты, программы для ЭВМ; базы данных; изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау).

    3. Коммерциализация – процесс практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, передачи прав пользования ими и связанных с ними материальных носителей хозяйственным обществам, созданным с участием Финансового университета в рамках 217-ФЗ для производства на их основе продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения спроса на рынке и извлечения прибыли.

    4. Малое инновационное предприятие (далее – «МИП») – хозяйственное общество, созданное с участием Финансового университета в рамках 217-ФЗ.

    5. Секрет производства (ноу-хау) – совокупность научных, технических, коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической документации, навыков, производственного и управленческого опыта, необходимых для организации производства, но не запатентованных.
  1. КОММЕРЦИАЛИЗАЦИя рид Финансового университета


    1. Основными целями коммерциализации РИД в Финансовом университете являются:

  • производство продукции, выполнение работ и оказание услуг, с целью удовлетворения спроса на рынке и извлечения прибыли;

  • обеспечение практического применения (внедрения), популяризации научно-исследовательских разработок Финансового университета, максимизации их полезного эффекта для общества и экономики;

  • получение экономического эффекта от использования результатов интеллектуальной деятельности, повышение экономической самостоятельности Финансового университета;

  • укрепление репутации Финансового университета в качестве научного и исследовательского центра, повышение эффективности управления научным производством Финансового университета;

  • научное, аналитическое, консультационное, экспертное обеспечение стратегических и прикладных решений государственного, корпоративного и финансового секторов;

  • создание системы мультипликации знаний из различных областей экономической науки на практике в реальной экономике и системе государственного управления;

  • создание дополнительных рабочих мест для научно-педагогических работников.

    1. Под объектами коммерциализации понимаются результаты научно-исследовательской, образовательной, учебно-методической и иной деятельности Финансового университета, которые являются РИД в соответствии с п.2.2. настоящего Регламента или могут быть преобразованы в РИД.

    2. Для коммерциализации РИД в Финансовом университете осуществляются следующие действия:

  • Поиск и отбор объектов коммерциализации.

  • Обеспечение правовой охраны РИД – оформление исключительных прав Финансового университета на РИД и/или государственная регистрация РИД (кроме секретов производства (ноу-хау)) за счет средств Финансового университета.

  • Постановка РИД на бюджетный учет.

  • Проведение оценки права использования РИД, которое будет являться вкладом в уставный капитал создаваемого МИП.

  • Создание хозяйственных обществ в соответствии с 217-ФЗ.

    1. Приоритетными РИД для коммерциализации Финансовым университетом являются:

  • программы для ЭВМ;

  • базы данных;

  • секреты производства (ноу-хау).

    1. При коммерциализации РИД в рамках 217-ФЗ исключительные права на них должны принадлежать Финансовому университету. В случае если исключительные права на РИД не принадлежат Финансовому университету, уполномоченные подразделения (сотрудники) Финансового университета должны предварительно осуществить необходимые действия по получению Финансовым университетом исключительных прав на РИД путем заключения договора об отчуждении исключительных прав с правообладателями в порядке, установленном законодательством и внутренними документами Финансового университета.

    2. В отношении секретов производства (ноу-хау) должен быть введен режим коммерческой тайны в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» и «Положением о порядке введения режима коммерческой тайны для правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности в форме секретов производства (ноу-хау) в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации».

    3. Результаты научно-исследовательской, образовательной, учебно-методической и иной деятельности Финансового университета, не являющиеся РИД в соответствии с п.2.2. настоящего Регламента, но имеющие потенциал для коммерциализации, могут быть доработаны и преобразованы в РИД для целей коммерциализации в рамках 217-ФЗ путем создания на их основе: программ для ЭВМ; баз данных; секретов производства (ноу-хау). Преобразование объектов коммерциализации в РИД осуществляется заинтересованными лицами.

    4. Использование результатов научно-исследовательской, образовательной, учебно-методической и иной деятельности Финансового университета для преобразования в РИД возможно, если Финансовый университет обладает исключительными правами на указанные результаты или правами пользования ими. При этом преобразование результатов научно-исследовательской, образовательной, учебно-методической и иной деятельности Финансового университета в РИД должно осуществляться таким образом, чтобы исключительные права на полученные после преобразования РИД принадлежали Финансовому университету.
  1. Общие принципы создания хозяйственных обществ


    1. В соответствии с Уставом и действующим законодательством Российской Федерации, Финансовый университет имеет право без согласия собственника его имущества быть учредителем (соучредителем) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат образовательному учреждению.

    2. Организационно-правовыми формами, используемыми для создания хозяйственных обществ, являются общество с ограниченной ответственностью или акционерное общества.

    3. Хозяйственное общество учреждается Финансовым университетом, в том числе совместно с другими юридическими или физическими лицами (далее – «соучредители»), при этом доля образовательного учреждения в уставном капитале должна составлять:

  • для акционерного общества – не менее двадцати пяти процентов;

  • для общества с ограниченной ответственностью – не менее чем одна треть.

    1. Финансовый университет в качестве вклада в уставный капитал создаваемых хозяйственных обществ вносит право использования одного или нескольких РИД, исключительные права на которые сохраняются за Финансовым университетом. При этом внесенное в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества право использования результатов интеллектуальной деятельности не может предоставляться хозяйственным обществом третьим лицам по договору, а также передаваться третьим лицам по иным основаниям.

    2. Доля (акции) других лиц в уставном капитале хозяйственного общества должна быть оплачена денежными средствами не менее чем наполовину.

    3. Результаты интеллектуальной деятельности, права на использование которых вносятся в уставный капитал создаваемых хозяйственных обществ, должны соответствовать одному из следующих требований:

  • Осуществлена государственная регистрация результата интеллектуальной деятельности и иметься в наличии правоустанавливающий документ (патент на изобретение, патент на полезную модель, патент на промышленный образец, свидетельство о регистрации программы для ЭВМ или базы данных), удостоверяющий исключительное право Финансового университета на данный РИД. При этом правоустанавливающие документы на момент регистрации МИП должны быть действующими. Целесообразно использовать только те патенты, срок действия которых истекает не ранее чем через 10 лет на дату государственной регистрации хозяйственного общества.

  • Осуществлена постановка РИД на бюджетный учет (на баланс Финансового университета) в соответствии с действующей Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России. При этом перед постановкой РИД на балансовый учет, Экспертной Комиссией должна быть определена стоимость соответствующего РИД.

    1. Решение о создании хозяйственного общества принимается Ректором Финансового университета на основании решения Экспертной Комиссии.

    2. Решение Экспертной комиссии предваряет всесторонний анализ РИД на предмет перспектив коммерциализации на основе изучения бизнес-плана, представляемого Инициатором создания МИП, специалистами Управления инновационного развития. Результатом такого анализа является Заключение о перспективах коммерциализации РИД с рекомендациями.

    3. Процедура создания и государственной регистрации МИП определяется положениями Федерального закона №217-ФЗ от 02.09.2009 г., Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 г. №14-ФЗ и требованиями МИФНС № 46 по г. Москве.
  1. Порядок создания хозяйственных обществ


    1. Инициаторами создания хозяйственного общества могут являться сотрудники и отдельные структурные подразделения Финансового университета, сторонние предприятия и организации, физические лица, федеральные органы и органы местного самоуправления, заинтересованные в практическом применении РИД.

    2. Блок-схема процесса создания хозяйственного общества при участии Финансового университета представлена в Приложении 1 к настоящему Регламенту.

    3. Инициатором проводится подготовка документов для подачи Заявки на рассмотрение вопроса о создании хозяйственного общества (далее «Заявка»). При этом Инициатор вправе обращаться за консультацией по подготовке документов в Управление инновационного развития.

    4. Заявка подается Инициатором на имя Проректора по научному и инновационному развитию Финансового университета и включает в себя следующие документы:

  • Письмо-Заявка о создании хозяйственного общества (в соответствии с шаблоном, представленным в Приложении 2 к настоящему Регламенту);

  • Описание РИД планируемого к реализации посредством создания МИП;

  • Бизнес-план создания и развития МИП.

    1. Заявка с визой Проректора по научному и инновационному развитию направляется для экспертизы в Управление инновационного развития Финансового университета.

    2. Управление инновационного развития на основании распоряжение Проректора по инновационному развитию осуществляет рассмотрении Заявки и готовит заключение о возможности и целесообразности коммерциализации РИД путем создания МИП с участием Финансового университета. В случае необходимости, управление инновационного развития может отправить представленные Инициатором материалы на доработку.

    3. Одобренные Управлением инновационного развития Заявки выносятся для рассмотрения на ближайшее заседание Экспертной Комиссии, в соответствии с утвержденным Регламентом работы Экспертной Комиссии. Решение Экспертной Комиссии утверждается Ректором Финансового университета.

    4. В случае положительного решения Экспертной Комиссии, Управление инновационного развития, совместно с Инициатором, оформляет договор авторского заказа от имени Финансового университета с отчуждением исключительных прав на РИД, Техническое задание и Акт приема-передачи выполненных работ. После подписания указанных документов оформляется Акт о постановке РИД на баланс Финансового университета по форме №ОС-1.

    5. После постановки РИД на баланс Финансового университета, Инициатор формирует необходимый пакет документов для государственной регистрации создаваемого МИП:

  • Устав МИП;

  • Протокола №1;

  • Заявления о регистрации (форма Р11) – заверяется нотариально;

  • Акт оценки РИД учредителями;

  • Гарантийное письмо за подписью ректора Финансового университета о предоставлении юридического адреса;

  • Оплачивается госпошлина за регистрацию;

  • Выписка из протокола заседания Экспертной Комиссии;

  • Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения (УСН) (по желанию);

  • Копия Устава МИП.

    1. Подготовленный пакет документов подается Инициатором на регистрацию в МИФНС №46 по г.Москве.

    2. После завершения процедуры государственной регистрации хозяйственного общества Инициатор организует осуществление следующих действий:

  • Оформление трудового договора с Директором.

  • Издание Директором Приказа о вступлении в должность Директора и о главном бухгалтере.

  • Изготовление печати.

  • Заключение договора аренды помещения у Финансового университета.

  • Открытие расчетного счета.

  • Оформление и получение чековой книжки.

  • Получение кодов ОКПО.

    1. На заключительной стадии Директор вновь созданного МИП оформляет и подписывает с Финансовым университетом лицензионный договор и Акт приема-передачи неисключительного права использования РИД.

    2. По факту создания МИП Управления инновационного развития Финансового университета формирует и направляет в Министерство образования и науки Российской Федерации Заявку на включение МИП в базу данных Минобрнауки.
  1. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ И ПОСТАНОВКА РИД НА БАЛАНС


    1. После принятия предварительного решения об учреждении МИП, необходимо оценить расходы на создание или приобретение РИД с целью их последующей постановки на бухгалтерский учет (на баланс) и установления нижней границы денежной оценки прав на использование РИД, передаваемых в качестве вклада в уставный капитал создаваемых хозяйственных обществ.

    2. Постановка РИД на бухгалтерский учет в качестве нематериальных активов (далее – «НМА») производится в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России. Согласно данной инструкции, на бюджетный учет могут быть поставлены НМА, удовлетворяющие одновременно следующим условиям:

  • отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;

  • возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;

  • использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения;

  • использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

  • не предполагается последующая перепродажа данного актива;

  • наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование актива;

  • наличие надлежаще оформленных документов, устанавливающих исключительное право на актив;

  • наличие в случаях, установленных законодательством, надлежаще оформленных документов, подтверждающих исключительное право на актив (патенты, свидетельства, другие охранные документы и т.п.) или права на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау).

    1. Перечень РИД, право использования которых может вноситься в уставный капитал хозяйственных обществ по лицензионному договору, является закрытым и включает в себя только патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем и секреты производства (ноу-хау).

    2. Оформление исключительных прав Финансового университета на РИД, отобранные для практического применения (внесения в уставный капитал создаваемых хозяйственных обществ), осуществляется в соответствии с требованиями, содержащимися в части четвертой Гражданского кодекса РФ, Федеральном законе № 217-ФЗ от 2 августа 2009 г. и с учетом следующих нормативных правовых актов:

  • Для программ ЭВМ и баз данных:

    • Приказ Минобрнауки РФ от 12.12.2007 г. №346 «Об утверждении Административного регламента исполнения федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по осуществлению ведения реестров зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности, публикации сведений о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности, поданных заявках и выданных по ним патентах и свидетельствах, о действии, прекращении действия и возобновлении действия правовой охраны в отношении объектов интеллектуальной собственности, передаче прав на охраняемые объекты, об официальной регистрации объектов интеллектуальной собственности».

    • Приказ Минобрнауки РФ от 29.10.2008 №324 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на государственную регистрацию программы для электронных вычислительных машин и заявок на государственную регистрацию базы данных, их рассмотрения и выдачи в установленном порядке свидетельств о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных».

  • Для секретов производства (ноу-хау):

    • Должен быть введен режим коммерческой тайны в соответствии с требованиями, установленными ст. ст. 10 и 11 Федерального закона от 29.07.2004 №98-ФЗ «О коммерческой тайне».

    • Учет и охрана в Финансовом университете сведений, составляющих коммерческую тайну, должны регулироваться Положением о коммерческой тайне, разработанным и принятым в учреждении с учетом положений Федерального закона от 29.07.2004 №98-ФЗ «О коммерческой тайне».

    1. Объекты НМА принимаются к бюджетному учету по их первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью объектов НМА признается договорная цена, согласованная Инициатором и Финансовым университетом, то есть сумма фактических вложений в приобретение и создание объектов НМА. Вложениями на приобретение и создание объектов НМА могут являться:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу;

  • суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договорам;

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором уступки (приобретения) прав правообладателю (продавцу);

  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объектов НМА;

  • регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объекты НМА;

  • расходы по созданию (израсходованные учреждением материалы, оплата труда и начисления на оплату труда, услуги сторонних организаций и т.д.);

  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением и созданием объектов НМА.

    1. Денежная оценка права использования РИД, которое будет являться вкладом Финансового университета в уставный капитал хозяйственного общества, проводится Финансовым университетом самостоятельно или с привлечением независимого оценщика (в случае денежной оценки права на использование РИД свыше 500 000 (пятисот тысяч) рублей).

    2. При самостоятельной оценке стоимости РИД и права использования РИД применяется доходный подход, при котором стоимость НМА или интереса в НМА определяется путем расчета приведенной стоимости к текущему моменту стоимости прогнозируемых будущих выгод. При использовании доходного подхода применяется метод экспертных оценок (метод прогнозирования), основанный на достижении согласия группой экспертов из Управления инновационного развития Финансового университета или независимых оценщиков. Экспертная оценка права использования РИД согласовывается со всеми учредителями создаваемого хозяйственного общества, единогласным решением которых формируется его уставный капитал.

    3. С учетом того, что Финансовый университет передает неисключительное право на использование РИД (неисключительная лицензия), то в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, это право может быть оценено ниже балансовой стоимости РИД.

    4. РИД ставится на баланс Финансового университета по цене утвержденной Экспертной Комиссией, что оформляется соответствующими бухгалтерскими проводками.

    5. Экспертная Комиссия принимает решение об оценке права использования РИД для внесения его в уставный капитал создаваемого хозяйственного общества. При этом срок полезного использования РИД устанавливается в 10 лет, а для амортизации используется линейный метод.

    6. На основании заключенного лицензионного договора с создаваемым хозяйственным обществом, бухгалтерия осуществляет требуемые проводки для внесения неисключительного права использования РИД в его уставный капитал.
  1. Приложения

    1. Блок-схема процесса создания хозяйственного общества при участии Финансового университета

    1. Шаблон Письма-Заявки о создании хозяйственного общества

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА

«___» ___________ 201_ №___________

О создании малого инновационного предприятия

ООО «_________________»
Уважаемый Сергей Николаевич!

Просим Вас рассмотреть проект коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (далее – РИД) путем создания малого инновационного предприятия ООО «_______________».

Данное предприятие будет создано в соответствии с Федеральным законом № 217-ФЗ от 2 августа 2009 г. с участниками в лице Финансового университета (доля ____%) и ________________________ (доля ____%).

ООО «____________» предполагается использовать для реализации следующих перспективных коммерческих проектов в интересах Финансового университета:______________________________________________________.

В уставный капитал создаваемого малого инновационного предприятия (размер – _________ рублей) в качестве РИД Университета предлагается внести ___________________________________________________________.

На основании изложенного прошу Вас рассмотреть вопрос о практической реализации проекта создания малого инновационного предприятия ООО «_______________».


С уважением,

Инициатор


Приложения: 1. Описание РИД планируемого к реализации посредством создания МИП

2. Бизнес-плана создания и развития МИП

Лист согласования

СОГЛАСОВАНО:

Начальник управления

инновационного развития Н. В. Кузнецов

Заместитель проректора по

научному и инновационному развитию Н. М. Абдикеев

Начальник

правового управления В. А. Мирошникова

Проректор по научному

и инновационному развитию С. Н. Сильвестров