Энергосбережение многоквартирного дома. Минстрой РФ: определяем класс энергоэффективности МКД Повышению энергетической эффективности многоквартирного дома


ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Рассматривая проблему энергосбережений в ЖКХ, мы должны осознать, что для реализации данной программы в этом сегменте рынка необходимо пройти как минимум два этапа.

Первый этап — это учёт тепловой энергии, воды, электроэнергии 1) на источниках тепла и 2) у потребителей энергоресурсов. Учёт как таковой не дает никому экономии, но в то же время он представляет сбой инструмент экономии.

Второй этап — разработка мотивации для всех участников рыночных отношений на всех вышеназванных направлениях. Участниками рынка в сфере ЖКХ являются:

1) Государство в лице региональных органов власти, а также местное самоуправление, городские и районные органы управления.
2) Энергоснабжающие предприятия ЖКХ - муниципальные источники тепла, "электросети", "водоканалы".
3) Жилищно-эксплуатационные предприятия
4) Население - потребители услуг ЖКХ

Для каждого из этих участников рынка должна быть разработана стратегия энергосбережений - от быстроокупаемых проектов (1-3 года), до долгосрочных (3-7 лет). Но окупаемость проектов должна быть главным условием их осуществления.

Последний пример неэффективности - реализация проекта МБРР по энергосбережениям в г.Петрозаводске, который является практически неокупаемым, хотя каждое мероприятие (задача) несет в себе фактор энергосбережения. Если принять во внимание факт, что окупаемость от всех мероприятий по проекту составляет 30% (то есть потребление топлива, необходимого для этих домов, должно снизится на 30%), то эффективность на один дом распределиться следующим образом (см. таблицу 1):

Таблица 1. Распределение инвестиций и затраты на техническое обслуживание в год

Рассматривая данную таблицу очевидно, куда следует инвестировать в первую очередь, а куда - подумать, стоит ли вообще инвестировать или лучше ограничиться минимумом.

ГОСУДАРСТВО

Наибольшую нагрузку на бюджеты (республиканский и местные) составляют энергоресурсы - холодная вода, отопление и горячая вода (в виде топлива), техническое обслуживание, текущие и капитальные ремонты систем горячего и холодного водоснабжения. Исходя из этого (по эффективности инвестиций) и необходимо разрабатывать стратегию энергосбережений.

На наш взгляд, необходимо пройти несколько этапов:

1. Учет энергоресурсов на источниках тепла и у потребителей.

Рассмотрим пример установки водосчетчиков в квартирах за счет бюджета.

В настоящее время, когда население платит за энергоресурсы (тепло и воду) по расчетам, у них нет никакой мотивации для экономии, поскольку на сегодняшний день оплата за энергоресурсы является социально-несправедливой. Не секрет, что в квартире может быть прописан один человек (да еще и льготник), а проживает 4-5 чел.

Многие квартиросъемщики уже сейчас за свой счет устанавливают водосчетчики. Это те, у кого есть мотивация к их установке (прописано много, а проживает мало) и есть деньги для этого. Это облегчит нагрузку на бюджет.

При установке водосчетчиков важно определить приоритеты:
- в домах с централизованным Г.В.С. от источника;
- в домах с открытым водоразбором;
- в домах с закрытыми схемами Г.В.С.

Норма расхода горячей воды на 1 человека в сутки - 200 литров

Потребление тепловой энергии на 1 человека в сутки:
Qср. Г.В.С. на 1 человека в сутки = 0,2 м3 х Дt (55 °C-5 °C) = 10 000 ккал/сутки
Аср. - среднее количество человек в семье - 3,5 чел.

Средний расход тепла в Г.В.С. на квартиру в месяц:
Q ср. кв. Г.В.С. = 10 000 ккал/сут. х 3,5 чел. х 30 дней / 1000 = 1,05 Гкал/мес.
10% - дотации из бюджета - 1,05 Гкал/мес. х 10% = 0,105 Гкал/мес.
15% - приведенный коэффициент льготников - 1,05 Гкал/мес. х 15% = 0,157 Гкал/мес.
5% - постоянная задолженность - 1,05 Гкал/мес. х 5% = 0,05 Гкал/мес.

Итого потери бюджета:
0,105 Гкал/мес. + 0,157 Гкал/мес. + 0,05 Гкал/мес. = 0,312 Гкал/мес.

Цена за 1 Гкал тепла - 276 руб. (в т.ч. НДС)
Сумма потерь: 0,312 Гкал/мес. х 276 руб. = 86 руб./мес. на одну квартиру.

Экономия расхода Г.В.С. на 1 квартиру в месяц при установке водосчетчиков:
1,05 Гкал/мес. х 20% = 0,21 Гкал/мес. х 276 руб. = 58 руб./мес.
Общая экономия 1 квартиры в месяц составит: 86 руб./мес + 58 руб./мес = 144 руб./мес.
Общая экономия 1 квартиры в год составит: 144 руб./мес. х 11 мес. = 1584 рубля.
Затраты на установку счетчиков Г.В.С. и Х.В.С. составят 1300 рублей.
Экономический эффект (прямой) составит: 1584 руб. - 1300 руб. = 284 руб. по горячей воде и около 20 руб. с 1 квартиры - по холодной воде.

Косвенная экономия:
Снижение подпитки на ТЭЦ.
Снижение расхода Х.В.С.
Возможность подключения новых потребителей к теплосетям.

Установив водосчетчики, необходимо сразу изменить тариф: по водосчетчику - один, по расчету - другой, намного выше, чтобы не выводили из строя водосчетчики.

Кое-где (особенно там, где централизованное Г.В.С. от источника) целесообразно за счет бюджета установить локальные водонагреватели (газовые, электрические, дровяные). В этом случае окупаемость будет достаточно быстрой, и в то же время, вообще исключится нагрузка на бюджет по ремонту наружных сетей Г.В.С., внутренних сетей Г.В.С., и исчезнут теплопотери.

2. Изменение тарифной политики.

Тарифы должны включать: подготовку к зиме, текущий и капитальный ремонты, достойная зарплата, рентабельность 20 - 25%. Таким образом необходимо создать условия для появления высокорентабельных предприятий, способных обеспечить высокое качество услуг, пополнять бюджет в виде налогов, брать на себя нагрузку по подготовке к зиме и содержание объектов ЖКХ, воспитывать и учить кадры.

3. Установление новых "Правил игры" на этом рынке, а также гарантии и контроль за их соблюдением всеми участниками.

ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Для этих участников рынка необходимо сделать следующее:

1. Разработать мотивацию для энергосбережений
2. Разработать мотивацию для инвестиций
3. Разработать мотивацию для перехода на новые (местные) виды топлива

Энергоснабжающим организациям выгоднее продать как можно больше энергоресурсов по максимально высокой цене и получить за это деньги от покупателя (тепловых сетей, электросети, ЖЭУ - посредников).

Т.е. у них нет мотиваций для энергосбережений. Однако можно создать мотивацию для снижения затрат и снижения цены на энергоресурсы. Это возможно только при наличии здоровой конкуренции и при ином подходе к установлению тарифов. Тарифная политика должна поощрять экономию, тарифы не могут быть снижены на сумму уменьшения расходов, что происходит сейчас. Снижение цены должно происходить за счет конкуренции.

Должен быть рассчитан базовый тариф (и он должен быть рассчитан совместной комиссией - представители районов, Министерство экономики, РЭК) для источников тепла, например до 1 Мвт, до 5 Мвт, до 10 Мвт и выше, и для ТЭЦ. Для малой теплоэнергетики тариф должен быть рассчитан, например, по средней (с точки зрения уровня амортизации и по оценке инвентаризации) котельной на угле; уголь сегодня - основной вид топлива для Карелии, причем самый вредный с точки зрения экологии.

Рассчитав базовую цену, потом останется только рассчитать коэффициенты на ж/д тариф (разный для каждого района) и меняющуюся цену топлива - так же коэффициент. Только таким образом для предприятий, производящих тепло, появится мотивация для инвестиций в энергосберегающие технологии, в строительство экономичных котлов на биотопливе, в инфраструктуру по производству высококалорийного биотоплива и т.д.

Остается самое главное - взаимная ответственность (причем непременно материальная) для продавцов тепла и для покупателей. Так как покупателем будет местное самоуправление - твердые гарантии оплаты за тепло, поэтому необходимо разработать механизм ответственности и гарантии оплаты за тепло. Только таким образом можно создать рынок теплоснабжения в Карелии.

ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Организации-посредники, перепродавцы энергоресурсов, могут иметь прибыль только в том случае, если будут продавать как можно больше энергоресурсов и получать за это деньги (и это для них самое важное, т.к. в противном случае возникнут проблемы с энергоснабжающими организациями). Так как они не могут продать больше, чем им могут отпустить этих энергоресурсов, то у энергоснабжающих организаций может появиться мотивация к энергосбережениям только при подключении дополнительных потребителей за счет энергосбережений по более высоким тарифам. То есть целесообразно иметь несколько тарифов для разных групп потребителей:

а) население, уже получающее тепло;
б) вновь строящееся жилье;
в) объекты социально-культурного назначения;
г) предприятия существующие;
д) предприятия строящиеся (или дополнительные нагрузки для существующих);
е) тарифы на сверхнормативное потребление энергоресурсов, в т.ч. тепла.

В этом случае инвестиции на энергосбережения могут окупиться за счет "коммерческих" тарифов, а часть прибыли от этого должна поступать в бюджет (города, района), т.к. обычно сети являются муниципальными.

Необходимо срочно уйти от затратного механизма финансирования ЖЭУ и разработать мотивацию для энергосбережений, для получения максимальных прибылей за счет платных услуг и других работ. Местным органам власти разработать единые для всех (независимо от форм собственности) "Правила игры" на этом рынке, потому что только высокорентабельные предприятия жилищной сферы, имеющие возможность инвестировать прибыль в развитие способны дать качественные услуги и предотвратить развал системы ЖКХ.

ПОТРЕБИТЕЛИ

Одна из основных целей — привлечь население, потребителей энергоресурсов, к процессу энергосбережений. Но первый шаг на этом пути должна сделать местная власть.

Анализ потребления тепла на отопление и воду, проводимый финской фирмой "Planora" в 1996 г. на Древлянке, показал, что количество тепла на отопление расходуется примерно расчетное количество, а на горячую воду значительный перерасход тепла. И, вообще, счетчик тепла на уровне зданий (тепловой пункт) для муниципального жилья - пустая трата средств. Реальную экономию может дать только квартиросъемщик и только за счет горячей воды. Поэтому и должен быть учет только горячей воды в квартирах, и это необходимо сделать как можно быстрее за счет бюджета. Схему финансирования за счет бюджета возможно решить за счет квартплаты. То же касается и по расходам холодной воды. Окупаемость для бюджета при установке водосчетчиков холодной и горячей воды примерно 1 год.

Мы уверены, что мотивация к энергосбережениям будет появляться только у той категории населения, которое имеет собственное жилье, за которым надо ухаживать. Поэтому, пока жилье находится в муниципальной собственности (что для квартиросъемщика означает, что оно "ничье"), у потребителя не появится желание инвестировать собственные средства на нужды энергосбережения.

Эту проблему можно решить только одним способом — необходимо вовлечь каждого квартиросъемщика в управление жильем, т.е. передать все (по возможности) муниципальное жилье населению организовав каждый муниципальный дом в "Товарищество собственников жилья". Эти ТСЖ сами будут объявлять конкурс на обслуживание жилья, и выбирать обслуживающую организацию. ТСЖ, заключив договора с энергоснабжающими организациями, будут оплачивать потребленные энергоресурсы в полном объеме. И вот после этого можно будет реально заниматься энергосбережениями. Ведь реальную экономию может сделать только сам квартиросъемщик и только в том случае, если у него есть мотивация. В этом случае она появляется, ТСЖ само заинтересовано инвестировать деньги на установку счетчика учета тепловой энергии, автоматизацию отпуска тепла, регуляторы расхода холодной воды и т.д., т.е. в энергосбережения.

Таким образом, необходимо и здесь пройти два этапа - первый этап за счет местной власти, второй - за счет ТСЖ.

Подводя итог, хочется еще раз отметить, что необходимо разработать мотивацию для энергосбережений всеми участниками рынка. Если хотя бы одному из участников рынка будет невыгодно, то не будет и общего успеха. Кроме того, самое главное - необходимо разработать стратегию энергосбережений всеми участниками рынка и первые (небольшие) инвестиции должны быть направлены именно на разработку стратегии, и только потом определяться с тактическими мерами и инвестициями для решения тактических задач.

Он ввёл новые правила по определению класса энергетической эффективности МКД.

Как изменилась процедура выявления класса энергоэффективности и нужен ли теперь энергоаудит - давайте разберёмся.

Класс энергоэффективности

Класс энергоэффективности - свидетельство о том, есть ли у МКД проблемы с утечкой тепловой энергии. В особо сложных случаях - это сигнал для вас, что пора провести энергоаудит здания и узнать, откуда уходит тепло.

Согласно приказу , чтобы определить класс энергоэффективности МКД, нужно сравнить фактические (они же расчётные) и базовые значения показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов в МКД.

Сравнить - значит определить, насколько фактические показатели удельного расхода энергетических ресурсов в МКД превышают базовые. Фактические значения определяются по показаниям общедомовых ПУ энергоресурсов.

Кто устанавливает класс энергоэффективности

  • только построен,
  • реконструирован,
  • прошёл капитальный ремонт,
  • вводится в эксплуатацию или подлежит государственному строительному надзору,
  • то класс энергоэффективности ему присваивает орган государственного строительного надзора субъекта РФ.

Этот же класс дому, находящемуся в эксплуатации, устанавливает и подтверждает ГЖИ. На основании декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов ГЖИ выдаёт акт проверки, в котором указывает:

  • соответствует ли МКД требованиям энергоэффективности;
  • указанием класса энергоэффективности на дату составления этого акта.

Декларация отдаётся собственниками помещений МКД - при непосредственном управлении, или УО, ТСЖ, ЖК или ЖСК.

Требований к декларации нет, она оформляется в произвольной форме, но в ней обязательно указываются:

  • даты начала и окончания (календарные) периода, за который представляется декларация;
  • если раньше уже был установлен класс энергоэффективности дома, то указывается он и дата его присвоения;
  • показания общедомовых ПУ или ПУ, учитывающих расход энергоресурсов, необходимых для содержания общего имущества в МКД , в начале и конце отчётного периода для каждого вида ресурса;
  • марка, номер, сроки поверки ПУ;
  • объём потреблённых ресурсов по каждому виду энергетического ресурса (с указанием единиц изменения и с переводом единиц измерения);
  • значение годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов и расчёт приведения полученных значений к расчётным условиям;
  • фактические условия для приведения к расчётным: климатические условия, средняя температура внутреннего воздуха в помещениях, плотность заселения, качество КУ;
  • наличие или отсутствие индивидуального теплового пункта с функцией автоматического регулирования температуры теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха и светодиодного освещения мест общего пользования.

Подтверждение класса

Удельный годовой расход энергетических ресурсов подтверждается:

  • не позднее, чем за 3 месяца до истечения 5 лет со дня ввода МКД в эксплуатацию - для построенных или введённых в эксплуатацию домов;
  • дополнительно не позднее, чем за 3 месяца до истечения 10 лет со дня ввода МКД в эксплуатацию - для МКД наивысших классов энергоэффективности.

Что касается класса энергетической эффективности, то для МКД, находящегося в эксплуатации, он указывается не позднее, чем за 3 месяца до истечения 5 лет со дня выдачи акта о классе энергоэффективности.

Класс подтверждает решение собственников помещений МКД или инициативное лицо, управляющее МКД. Класс энергетической эффективности МКД подтверждается не чаще одного раза в год.

Если класс не подтверждён, то указывать его в техдокументации, на фасаде МКД или на информационных стендах нельзя.

Как действует ГЖИ

Чтобы дому был присвоен класс энергоэффективности, собственник жилого помещения МКД или лицо, управляющее МКД, подаёт в ГЖИ соответствующее заявление и заверенные им документы:

  • декларацию;
  • договор управления, (если домом управляет УО), или протокол ОСС в МКД , на котором принято решение об управлении МКД ТСЖ, ЖК или ЖСК, или протокол ОСС, подтверждающий полномочия собственника;
  • подтверждающий полномочия представителя заявителя документ.

ГЖИ рассмотрит заявление и перечисленные выше документы в течение 30 дней с даты их получения. Итогом станет одно из следующих решений:

  • вернуть заявление и приложенные к нему документы, так они не соответствуют требованиям п. 5 и п. 11 Правил ;
  • выдать акт о классе энергоэффективности МКД;
  • отказать в выдаче такого акта.

ГЖИ может отказать в выдаче акта, если:

  • вы не предоставили документы, подтверждающие значения годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов;
  • значения годовых удельных величин расхода энергоресурсов не совпадают с указанными в декларации;
  • вы предоставили документы с истёкшим сроком действия.

Решения ГЖИ составляются в письменном виде в 2-х экземплярах. Один экземпляр хранится в ГЖИ, второй - направляется заявителю в течение 5 дней после его составления.

Если акт не был получен с первого раза, повторно подать документы можно только после устранения ошибок.

Требования к маркировке класса энергоэффективности

Согласно таблице 2 Правил вводятся следующие классы энергетической эффективности для МКД.

На фасаде МКД , подтвердившего класс энергоэффективности, размещается указатель класса энергетической эффективности. Он представляет собой квадратную пластину размером 300 х 300 мм.

В верхней части указателя заглавными буквами с выравниваем по центру делается надпись «Класс энергетической эффективности». В центре ставится заглавная буква латинского алфавита (А, В, С, D, E, F, G). Её высота - 200 мм, высота знака «+» - 100 мм. В нижней части указателя отмечается наименование класса: близкий к нулевому, высочайший, очень высокий, высокий, повышенный, нормальный, пониженный, низкий, очень низкий.

Требований к цвету шрифта и фону указателя нет, но он не должен отличаться от указателей, уже размещённых на фасаде МКД. Также это может быть стандартное цветовой решение - белый глянцевый фон и чёрный цвет шрифта.

Указатель на фасаде устанавливает застройщик или лицо, управляющее МКД на высоте выше 2 м от уровня земли, расстояние от левого угла здания - 30 - 50 см.

В подъезде на информационном стенде лицо, управляющее МКД размещает этикетку для собственников помещений со следующими данными:

  • адрес МКД ;
  • номер и дата акта о классе энергоэффективности МКД;
  • класс энергетической эффективности МКД: латинская буква (А, В, С, D, E, F, G), (высота - от 50 мм), знак «+» (высота - от 25 мм) и наименование класса;
  • значения расхода тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и электроэнергии на общедомовые нужды, и расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию отдельно;
  • таблица минимальных и максимальных значений показателя базового уровня удельного годового расхода энергетических ресурсов по каждому классу энергоэффективности;
  • класс энергетической эффективности МКД согласно проектной документации (при наличии).

Если класс энергоэффективности не подтверждается, то лицо, управляющее домом демонтирует указатель с фасада МКД и убирает этикетку с информационно стенда в подъезде.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ , сайта УК, информационных стендов) и ФЗ № 209 (). Мы всегда рады вам помочь!

ПРОЕКТ ПО ВНЕДРЕНИЮ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЖИЛОМ МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ «ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЙ ДОМ»

Кравченко Максим Владиславович

обучающийся 1 курса, профессия140446.03 «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)»; ГБОУ СПО «НКПиИТ», г. Ноябрьск, ЯНАО,

Олифиренко Наталья Александровна

научный руководитель преподаватель специальных дисциплин высшей квалификационной категории, ГБОУ СПО «НКПиИТ», г. Ноябрьск, ЯНАО,

Этапы проекта

I этап - Организационно-диагностический: выявление возможностей повышения энергетической эффективности, проектирование схемы управления освещением подъезда с датчиками движения и регулированием светового потока светильников.

II этап - Практический : расчёт срока окупаемости.

III этап: Обобщающий: анализ энергопотребления и расчет экономических показателей работы системы автоматики на базе контроллера К2000Т

Актуальность проекта. Принятый 23 ноября 2009 г. Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» подвел черту под многолетними дискуссиями и убеждениями самих себя в том, что энергосбережением и повышением энергоэффективности заниматься надо. Закон обозначил первоочередные направления повышения энергоэффективности, сроки внедрения ключевых мероприятий, формы наказаний нерадивых и поощрений стремящихся.

Мероприятия, направленные на внедрение энергосберегающих технологий на Ямале реализуются в рамках окружной долгосрочной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2010-2015 гг. и на перспективу до 2020 года» . Окружная программа по энергосбережению охватывает все отрасли экономики автономного округа и является не только инструментом повышения эффективности экономики и снижения бюджетных расходов на коммунальные услуги, но и одним из базовых элементов технического и технологического перевооружения предприятий, жилищного фонда, бюджетной сферы и топливно-энергетического комплекса.

Отрасль жилищно-коммунальное хозяйство как точка приложения основных усилий напрямую не выделена в Законе. Тем не менее, практически все сферы энергосбережения, выделенные Законом, относятся непосредственно к ЖКХ. По другому и быть не может, поскольку ЖКХ напрямую обеспечивает жизнедеятельность жилищной сферы, которая составляет треть национального имущества и обеспечивает деятельность значительной доли остального имущества (промышленных предприятий, сферы услуг, объектов бюджетной сферы). То есть более половины национального состояния пользуется услугами ЖКХ. На сегодня мы наблюдаем абсолютную невосприимчивость ЖКХ к энергосбережению.

По данным экспертов, 35-47 % всего объема получаемой в России энергии тратится впустую. При этом основные потери приходятся на сектор ЖКХ, где они достигают 40-70%, тогда как во всем мире нормой считается 7-8 %. Причем, в ЖКХ проблема сокращения энергопотребления стоит гораздо острее, чем в любом другом секторе экономики: здесь тратится больше половины всех топливно-энергетических ресурсов страны.

Наибольший потенциал энергосбережения в сфере ЖКХ находится именно в жилых домах. Дом использует большое количество энергии каждый день, 24 часа в сутки. Энергия нужна для обогрева зимой и охлаждения летом. Энергия дает свет, когда он необходим. Энергия обеспечивает дом горячей водой. И для работы различных электроприборов тоже необходима энергия.

Сейчас актуальным является строительство энергоэффективных зданий. Особенно впечатляющи в этом отношении успехи стран Западной Европы. Суммарный эффект экономии тепла во вновь возводимых жилых и коммерческих зданиях здесь составляет 50-70 %. Столь существенная экономия позволяет быстро окупить затраты от применения энергосберегающих технологий.

Цель - разработка и обоснование проекта по энергосбережению и повышению энергоэффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ), обусловленного необходимостью снижения потребления электроэнергии за счет внедрения энергосберегающих технологий при эксплуатации жилого многоквартирного дома в г. Ноябрьске, а также переход на экономичное и рациональное расходование электроэнергии объектом ЖКХ при полном удовлетворении потребителей в количестве и качестве энергоресурсов; создание предпосылок энергосберегающего развития городского хозяйства.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи :

· проанализировать способы использования энергетических ресурсов в сфере ЖКХ;

· определить потенциал энергосбережения в сфере ЖКХ;

· выявить возможности повышения энергетической эффективности в сфере ЖКХ;

· разработать проект по энергосбережению и внедрению энергосберегающих технологий в ЖКХ;

· экономически обосновать предлагаемый проект по энергосбережению и внедрению энергосберегающих технологий в ЖКХ.

Средства и способы достижения цели и задач проекта

Как вариант энергосберегающего развития в сфере ЖКХ предлагается повышение энергоэффективности экспериментального 9-этажного монолитно-кирпичного жилого дома г. Ноябрьска на улице Высоцкого за счет внедрения энергосберегающих технологий. Данный дом является составной частью жилого микрорайона № 7.

Современный уровень развития силовой электроники, микропроцессорных средств управления и контроля, средств автоматического регулирования позволяет широко использовать технические достижения для решения задач энергосбережения. Планируется, что в состав мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности экспериментального жилого дома в г. Ноябрьске, будут входить следующие: установка и использования новой разработки - контроллера К2000Т, подключенного к группам «Освещение подъездов» и «Освещение у входа в подъезд», установка светодиодных светильников К2208Т, установка датчиков движения. При этом соблюдаются установленные СНИП 23-05-95 нормы освещенности подъездов жилых домов в ночное время на уровне не менее 0,5 лк. Для измерения потребления электроэнергии на общедомовое освещение в доме будет установлен отдельный счетчик.

При автоматизации системы освещения (К2000Т + К2010+ датчики движения) можно применить любые представленные на рынке датчики движения или даже обычные кнопки.

Анализируя применение данного оборудования в других регионах, определено, что в апреле 2010 г зафиксирован рекорд экономии электроэнергии на жилом доме после установки оборудования без замены ламп накаливания - 81 %, город Белгород, монтаж выполнила фирма ТПК «МаСТЕРэлектрик». Практически такой же результат, но с лампами 13 Вт получен в г. Перми в 2011 г. Это подтверждено актом .

План мероприятий по реализации проекта

1. Организационно-диагностический этап:

При помощи предложенного оборудования можно в автоматическом режиме одновременно управлять следующей осветительной нагрузкой жилого дома: коммунальное освещение (уличные светильники у подъезда); фасадное освещение (освещение придомовой территории); внутреннее освещение подъездов (три канала плавного регулирования яркости ламп, работающие по индивидуальным программам); архитектурная подсветка здания или рекламные щиты; освещение подвала (специальный алгоритм управления); освещение чердачного помещения (специальный алгоритм управления).

Контроллер плавно регулирует яркость ламп освещения подъездов в зависимости от времени суток и освещённости на улице. Когда люди идут на работу, возвращаются с работы, вечером до 23-00 лампы работают на мощности, близкой к номинальной. В остальное время суток яркость ламп понижается, достигая своего минимума в ночное время. Сутки поделены на 9 временных интервалов, в рамках которых можно программировать различную яркость ламп.


Схема управления освещением подъездов представлена в приложении 1.


Описание оборудования.

Контроллер К2000Т. С помощью этого контроллера, принцип действия которого основан на изменении яркости свечения ламп в зависимости от времени суток, освещённости на улице и нахождения людей в зоне действия датчиков движения, построена система управления освещением различных зон общего пользования здания. В частности - коридоров, холлов, лестничных маршей (с применением датчиков движения); фасадного и наружного освещения здания, архитектурной подсветкой или освещением рекламных щитов, подвалов, чердачных помещений и др.


В состав системы, кроме контроллера К2000Т, входят фотодатчик К2100, модуль аналогового управления К2010, люминесцентные светильники, датчики движения (пассивный инфракрасный датчик движения с так называемой «коридорной» зоной обнаружения).

В темное время суток контроллер К2000Т подает команду модулям аналогового управления К2010 на включение светильников, установленных в коридорах и холлах, на запрограммированную минимальную яркость. При появлении в зоне действия датчика движения человека, модуль К2010 переключает соответствующую группу светильников в режим полной яркости с задержкой на отключение 20-60 секунд. В системе предусмотрена также связь с другими инженерными системами здания - системой пожарной сигнализации и лифтовой автоматики.

При возникновении пожара освещение автоматически включается в режим полной яркости. При ремонте лифта (или нескольких лифтов) контроллер, получив сигнал об отключении главного выключателя лифта, автоматически переводит освещение межэтажных лестничных маршей в программируемый режим полной или повышенной яркости. В системе предусмотрен также специальный алгоритм управления освещением подвала и чердачного помещения.

Можно использовать следующие светильники:

· с люминесцентными лампами серии Т8: 1х18 Вт, 2х18 Вт, 1х36 Вт, 2х36 Вт и любые другие с диммируемым ЭПРА;

· с люминесцентными лампами серии Т5: 1х14 Вт, 2х14 Вт и любые другие с ЭПРА;

· с компактными люминесцентными лампами серий TC-L, PL и прочих мощностью 11 Вт, 13 Вт, 18 Вт, 24 Вт одно-и двухламповые с ЭПРА;

· любые светодиодные светильники, источник питания которых имеет вход для управления световым потоком (диммированием) 1-10 В.

В качестве детектора наличия человека можно использовать:

· инфракрасные датчики движения;

· акустические датчики, выполненные в виде отдельного устройства;

· обычные кнопки;

· не использовать датчики движения вообще или использовать только в некоторых помещениях.

Принцип действия системы управления освещением основан на том, что контроллер К2000Т включает в нужное время соответствующие каналы освещения и поддерживает их яркость на запрограммированном уровне. При срабатывании датчика движения (или нажатии кнопки на этаже) освещение данного участка автоматически переводится в режим 100 % яркости с задержкой на отключение от 20 сек до 6 мин. Количество светильников на этаже может быть любым.

Преимущества данного варианта системы управления: работа с любыми типами ламп; работа с любыми типами датчиков движения; переход на светодиодное освещение осуществляется без замены системы автоматики жилого дома (полная совместимость); возможность подключения контроллера к любой системе диспетчеризации дома (микрорайона).


2. Практический этап


Расчёт срока окупаемости установки контроллера К2000Т и светильников с компактными люминесцентными лампами с функцией регулирования яркости К2213 на доме (9 этажей 3 подъездов).

Исходные данные для расчета: на доме установлены светильники с люминесцентными лампами 2х40 Вт. Принимаем для расчета мощность светильника равную 80 Вт.

В соответствии с проектом на каждом этаже установлено 6 светильников. Установленная мощность составляет:

80 Вт х 6 шт х 9 этажей х 3 подъезда = 12,960 кВт, в т. ч

· горит постоянно: 80 Вт х 2 шт. х 9 этажей х 3 подъезда = 4,320 кВт (в приквартирном холле);

· включается в тёмное время суток: 80 Вт х 4 шт. х 9 этажей х 3 подъезда = 8,64 кВт (лифтовой холл и лестничный марш).

Потребление электроэнергии за год:

4,32 кВт х 8760 час в год + 8,64 х 5840 час в год (время работы освещения в год для нашего региона – темное время суток 16 часов) = 88300,8 кВт*ч.

Дополнительное потребление электроэнергии за счет повышения напряжения в сети на 5 % в ночное время ввиду разгрузки районных трансформаторов 6-10/0,4 кВ:

6 час в день х 365 дней х 12,96 кВт х 0,05 = 1419,12 кВт*ч в год.

Итого потребление без регулирования:

88300,8 + 1419,12 = 89719,92 кВт*ч в год.

Стоимость потреблённой электроэнергии за год:

89719,92 х 1,5 руб./кВт*ч (средняя цена дневного тарифа и ночного с учетом роста цен)= 134579,88 руб.

Примерные затраты на замену ламп:

162 ламп х 3 замены в год х 50 руб./шт. = 24300 руб.

Итого затраты на освещение без регулирования:

134579,88 + 24300 = 158879,88 руб. в год.

Затраты на освещение при установленном контроллере К2000 и замене светильников на антивандальные с компактной люминесцентной лампой мощностью 13 Вт и регулируемой яркостью (средний показатель экономии - 70 %):

134579,88 х 0,3 = 40374 руб.

Затраты на замену ламп (1 замена в 2,5 года):

162 ламп х 200 руб. / 2,5 = 12960 руб. в год.

Итого затраты на освещение с автоматическим регулированием:

40374 + 12960 = 53334 руб. в год.

Сумма экономии в год на один дом составит:

158879,88 – 53334 = 105545,88 руб.

Стоимость комплекта автоматики для дома с затратами на установку (70% от стоимости оборудования):

На 9 типовых этажей одной секции дома необходимо:

Артикул

Наименование

Цена 1 шт., рубль

Количество штук на схему

Модуль аналогового управления

Пассивный инфракрасный датчик движения для помещений

Усилитель линии

Контроллер

Фотодатчик

Примерная стоимость системы автоматики на 3 секции и 9 этажей - 101870 руб.

Примерная стоимость светодиодного светильника 8 Вт с регулируемым световым потоком - 1500 руб.

Примерная цена (Прайс-лист) на оборудование .

Стоимость комплекта автоматики для дома с затратами на установку (70 % от стоимости оборудования):

30561 х 1,7 = 51953,7 руб.

Стоимость светильников с КЛЛ мощностью 13 Вт К2213 с затратами на установку (50 % от стоимости светильников):

162 шт. х 490 руб. х 1,5 = 119070 руб.

Итого стоимость оборудования и монтажных работ:

51953,7 + 101870 = 171023,7 руб.

Срок окупаемости:

171023,7 / 105545,88 х 12 мес. = 19 мес. = 1,58 года.

В последующем сумма экономии электроэнергии составит 62803,944 кВт*ч и будет равна в денежном эквиваленте 105545,88 руб. в год при тарифе 1,5 руб./кВт*ч (в среднем для г. Ноябрьска).

3. Обобщающий этап

Что предлагается сейчас на рынке для управления освещением подъездов? Это в основном светильники со встроенными инфракрасными датчиками движения или акустическими выключателями (реагируют на звук). Их достоинства: хорошие показатели экономии электроэнергии. Недостатки: частые жалобы со стороны жильцов на некорректную работу акустических выключателей: многие из жильцов, особенно пожилого возраста, передвигаются по лестнице тихо и для того, чтобы светильник сработал, им приходится, например, хлопать в ладоши или топать ногой, что вызывает определённое недовольство, в т. ч. жильцов на лестничной площадке; если у кого-нибудь в подъезде живет собака, лающая без причины, лампы, как минимум на трех соседних этажах, горят практически постоянно; ложные сработки светильников вызывает также мусор, летящий по мусоропроводу; из-за старения конденсатора, задающего время включения светильника в электронной схеме, это время постоянно сокращается; при установке акустических светильников вносятся изменения в схему электроснабжения общедомового освещения - напряжение на светильниках присутствует постоянно. Если светильник украден, вместо него жильцы самостоятельно устанавливают обычный патрон с лампой накаливания, которая светит 24 часа в сутки. В результате вместо экономии получается перерасход электроэнергии; если на этаже установлено несколько светильников со встроенными датчиками и фотореле, то, как правило, включается только один из них - первый сработавший, так как остальные получают «запрет на включение» от встроенного фотореле, которое засвечивается первым включившимся светильником; запрет на госзакупки, а в последующем и оборот ламп накаливания, приведёт к тому, что в акустические светильники будут устанавливать обычные компактные энергосберегающие лампы, которые «не любят» частого включения-отключения (обычно они рассчитываются на 1000 циклов). Если, например, на этаже живёт 8 чел, то в среднем светильники включатся 30 раз в сутки, т. е. за месяц - 900 включений.

Предлагаемое оборудование требует минимальных затрат по установке (контроллер устанавливается за 1 день, т. к. всё оборудование находится в электрощитовой, установить и обслуживать систему управления может обычный электромонтер 4-5 разряда в течение 1 рабочего дня) ; работает с лампами накаливания, люминесцентными лампами, со светодиодными светильниками и лампами ДНАТ; устранит большинство незаконных подключений к линиям общедомового освещения, т. к. ни холодильник, ни стиральная машина не работают через предложенный силовой модуль; предлагаемые люминесцентные лампы рассчитаны на частые включения. Они управляются встроенным микроконтроллером, который предварительно плавно разогревает нить катода, управляет частотой и напряжением поджига. Лампы легко вырабатывают заявленный срок эксплуатации - 10 000 час; система с компактными люминесцентными лампами мощностью 13 Вт благодаря функции регулирования яркости позволяет получить среднесуточную мощность одного светильника равную 8 Вт, что сравнимо с мощностью светодиодного светильника, но при этом его цена в 4 раза ниже светодиодного.

Таким образом, преимуществами данного варианта системы управления являются:

· готовое решение от производителя оборудования;

· оборудование разработано и производится в России;

· высокая надежность, небольшой срок окупаемости;

· установку и обслуживание системы управления может производить обычный электромонтер 4-5 разряда;

· возможность использования люминесцентных или светодиодных светильников с регулируемым световым потоком любого производителя;

· гарантия на основное оборудование - 3 года, на датчики движения - 5 лет;

· высокая надежность системы - при обрыве линии управления светильниками 1-10 В, они автоматически переключаются в режим 100 % яркости; при коротком замыкании этой линии - в режим минимальной яркости. Полного отключения освещения в подъездах по вине системы автоматики быть не может.

Расчет экономических показателей произведен по всем стадиям монтажа. Полученные результаты свидетельствуют, что экономия энергии в год при ее потреблении в экспериментальном доме действительно имеется и в итоге составит 105545,88 руб., что на 53334 руб. ниже, чем в аналоговых домах без внедрения энергосберегающих технологий, что свидетельствует о высокой энергоэффективности проекта.

Период окупаемости проекта составляет 19 месяцев или 1,58 года.

Стоимость разработки и внедрения проекта энергосбережения и повышения энергоэффективности жилого дома в г. Ноябрьске составляет около 171023,7 тыс. руб. Источником финансирования может стать любая из трех управляющих компаний города: ООО «Жилищный сервис», ОАО «Управление жилищного хозяйства», ООО «Ноябрьская жилищно-сервисная компания».

Риски и пути их преодоления

Риск есть вероятностная категория, и в этом смысле наиболее обоснованно с научных позиций характеризовать и измерять его как вероятность возникновения определенного уровня потерь. Таким образом, при обстоятельной всесторонней оценке риска следовало бы устанавливать для каждого абсолютного или относительного значения величины возможных потерь соответствующую вероятность возникновения такой величины.

Оценка рисков в проекте призвана предусмотреть все трудности на пути внедрения энергосберегающих технологий в жилом многоквартирном доме «Энергосберегающий дом» и избежать неприятностей. К самым существенным рискам можно отнести ограниченность и недостаток финансовых ресурсов для приобретения комплекта автоматикиуправления освещением подъезда;изменения экономической ситуации, влекущие резкий рост цен на оборудование; невыполнение договорных обязательств со стороны поставщиков оборудования; ущерб в результате аварии или стихийных бедствий.

Пути решения этих проблем лежат в уменьшении сроков разработки проекта и привлечении надежной управляющей компании, перед заключением договора на приобретение оборудования выбирать надежного поставщика. Для защиты от аварии или стихийных бедствий возможен метод страхования. Что касается форс-мажорных обстоятельств, то они могут привести лишь к возможному увеличению сроков или стоимости работ, но это с лихвой окупится высоким уровнем экономической эффективности.

Выводы

Таким образом, организация энергосбережения в масштабах страны – задача чрезвычайно сложная. Мероприятия по энергосбережению могут быть разными. Однако одним из самых действенных способов увеличения эффективности использования энергии является применение современных технологий энергосбережения. Энергосберегающие технологии позволяют решить сразу несколько задач: сэкономить существенную часть энергоресурсов, решить проблемы отечественного ЖКХ, повысить эффективность производства и уменьшить нагрузку на окружающую среду, создать предпосылки инновационного развития российской экономики.

Реализация проекта по энергосбережению и повышению энергоэффективности в г. Ноябрьске позволяет снизить энергоемкость в экспериментальном жилом доме, достигнуть высокого потенциала энергосбережения за счет применения ресурсосберегающих принципов в сфере ЖКХ, а также создать предпосылки энергосберегающего развития жилищно-коммунального хозяйства и перейти на экономичное расходование энергоресурсов.

Приложение 1

Рисунок 1. Схема управления освещением подъезда с датчиками движения и регулированием светового потока светильников

Список литературы:

1.Автоматизация зданий - просто и доступно. Акт испытания системы управления освещением на базе контроллера К2000T и КЛЛ 13В т, г. Пермь. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://intelar.ru (дата обращения 25.11.12).

2.Окружная долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2010-2015 годов и на перспективу до 2020 года». (Утверждена постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 8 июля 2010 г. № 92-П).

3.РТМ 36.18.32.4-92. Проектирование электроустановок. Руководящий технический материал. Указания по расчету электрических нагрузок.

4.СНиП 23-05-95. Строительные нормы и правила Российской Федерации. Естественное и искусственное освещение.

5.СП 31-110-2003. Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий.

6.Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (с изменениями и дополнениями)

7.Федеральный закон Российской Федерацииот 23 ноября 2009 г.№ 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»

Описание:

В настоящее время в России уделяется особое внимание проблемам энергоресурсосбережения и повышения энергетической эффективности деятельности субъектов хозяйствования. Рассмотрим возможности повышения энергоэффективности многоквартирных домов (МКД) в условиях реформирования отрасли и становления новых схем договорных отношений управляющей компании с потребителями жилищно-коммунальных услуг и поставщиками ресурсов на примере сферы ЖКХ г. Екатеринбурга.

Энергосбережение как главная составляющая управления многоквартирными домами

Д. Г. Высокинский , начальник финансово-экономического отдела ЗАО «УК “Верх-Исетская”»

В настоящее время в России уделяется особое внимание проблемам энергоресурсосбережения и повышения энергетической эффективности деятельности субъектов хозяйствования. Рассмотрим возможности повышения энергоэффективности многоквартирных домов (МКД) в условиях реформирования отрасли и становления новых схем договорных отношений управляющей компании с потребителями жилищно-коммунальных услуг и поставщиками ресурсов на примере сферы ЖКХ г. Екатеринбурга.

П режде чем сформулировать возможные пути повышения энергоэффективности МКД, проанализируем сложившуюся ситуацию в ЖКХ и созданную правовую среду, а также обозначим основные проблемы энергосбережения в МКД.

В стране наблюдается рост тарифов на энергоресурсы при снижении качества услуг, что имеет множество причин и предпосылок, усиливающихся в условиях длительного реформирования жилищно-коммунальной отрасли, а также мирового экономического кризиса. В прошлые годы низкая стоимость энергоносителей делала экономически нецелесообразным строительство зданий с высоким сопротивлением теплопередаче наружных ограждающих конструкций. Отсутствие средств регулирования и учета расхода тепловой энергии, горячей и холодной воды, природного газа приводило к их расточительному использованию. Также повышенному потреблению энергоресурсов способствует невысокая эффективность автономных теплогенераторов и бытовых электроприборов . Это усугубляется низкой культурой населения в части энергосберегающего потребления и значительными потерями во внутридомовых и магистральных сетях. Можно признать, что в России самая затратная и неэффективная энергетика именно в сфере ЖКХ.

В рассматриваемых далее примерах в качестве ответственного лица за содержание многоквартирного дома и исполнителя жилищно-коммунальных услуг будем рассматривать управляющую компанию как наиболее оптимальный способ управления многоквартирным домом.

Как правило, при отсутствии приборов учета энергоресурсов предоставление коммунальных услуг является финансовым бременем, которое вынуждена нести управляющая компания. Связано это с использованием ресурсоснабжающими организациями балансового метода учета расходов коммунальных ресурсов, когда потери энергии, вызванные износом магистральных инженерных сетей (не относящихся к балансовой принадлежности МКД), списываются в качестве расходов энергии конкретных многоквартирных домов. В свою очередь управляющая компания производит начисление за пользование коммунальными услугами по нормативам потребления (установленным органами местного самоуправления в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 года) и несет прямые убытки из-за разницы значений объемов потребления, начисленных потребителю и предъявленных ресурсоснабжающей организации .

Расчеты потребителей за коммунальные услуги осуществляются исходя из суммы, включающей цену (тариф) для потребителей и надбавку к цене (тарифу), установленных государственными органами регулирования тарифов для реализации поставщиками коммунальных ресурсов производственных и инвестиционных программ развития.

Частные компании, оказывающие коммунальные услуги, так же как и частные операторы, управляющие коммунальными сетями, являются заложниками действующей системы регулирования тарифов и нормативов. Сфера обеспечения энергоресурсами находится между большой политикой и большой энергетикой. С одной стороны, правила игры (утверждение тарифов и нормативов) определяют федеральная власть и органы местного самоуправления, у управляющих организаций нет возможности влиять на эти процессы. С другой стороны, коммунальная сфера замкнута на естественные монополии. У покупателей коммунальных ресурсов (управляющих организаций) практически нет выбора поставщика, а значит – возможности влиять на стоимость товара. Кроме того, тарифы и нормативы меняются каждый год, что не дает управляющим компаниям возможности составления долгосрочных бизнес-планов. Поэтому в современных условиях управляющие компании практически не имеют возможности зарабатывать на продаже энергоресурсов .

Таким образом, управляющая компания, не имея прибавочной стоимости при оказании коммунальных услуг, должна сама обезопаситься от убытков и в интересах жителей заниматься установкой общедомовых (ОПУ) и индивидуальных (квартирных) приборов учета (ИПУ) энергоресурсов.

В случае нехватки финансирования со стороны государства необходимо проводить общее собрание собственников и представлять жителям подробный бизнес-план установки прибора учета с указанием выгоды как для жителей, так и для управляющей компании. Например, для жителя повышается размер платы за капитальный ремонт в течение определенного периода (1–2 года), но установка прибора учета позволяет существенно снизить размер платы за коммунальные услуги .

Повышению энергоэффективности также может служить привлечение организаций, использующих альтернативные формы предоставления коммунальных услуг, в том числе автономные системы жизнеобеспечения, не связанные с сетевой инженерной инфраструктурой объекты (крышные котельные, газоснабжение от емкостного и баллонного газа и др.) .

К числу законодательных и нормативно-правовых актов, направленных на решение проблем энергосбережения в России, можно отнести следующие (представлены в хронологическом порядке):

  • Федеральный закон от 03.04.1996 года № 28-ФЗ «Об энергосбережении».
  • Правила проведения энергетических обследований организаций, утвержденные Минтопэнерго РФ 25.03.1998 года.
  • Постановление Правительства РФ от 15.06.1998 года № 588 «О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России».
  • Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 28.08.2003 года № 1234-р.
  • Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ «Об утверждении рекомендаций по проведению энергетических обследований (энергоаудита)» № 141 от 04.07.2006 года.
  • Федеральный закон от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В развитие нового Федерального закона № 261-ФЗ должны быть приняты специальные нормы и правила, пересмотрены действующие нормативы в строительстве, приняты соответствующие технологические регламенты и система экологических стандартов. Новый федеральный закон принципиально отличается от предыдущего (№ 28-ФЗ) даже определениями основных понятий в сфере энергосбережения. Данный нормативный акт регулирует отношения в части всех энергоресурсов, включая воду, в рамках систем централизованного снабжения.

Схема реализации комплексных мероприятий по энергосбережению МКД

Реализацию комплексных мероприятий по энергосбережению МКД предлагается осуществлять согласно схеме, которая предусматривает вовлечение в процесс решения системных задач по энергосбережению МКД и взаимодействие всех социальных институтов: органов государственной власти, органов контроля и органов регулирования отношений в сфере ЖКХ в лице саморегулируемых организаций (СРО), бизнес-сообщества, научной среды и общественности, каждый из которых должен выполнять свои функции.

Функции власти

Органы власти (федеральные, региональные, муниципальные) разрабатывают стратегии и концепции модернизации и развития жилищно-коммунального комплекса, обеспечивают энергетическую безопасность территории. Не принимают непосредственного участия в отношениях, возникающих между субъектами хозяйствования в ЖКХ (за исключением регулирования тарифов естественных монополий и выполнения социальных обязательств).

Контролирующие органы осуществляют контроль за соблюдением жилищного законодательства, законов по энергосбережению и защите прав потребителей, а также правильностью формирования тарифов на коммунальные услуги.

Саморегулируемая организация (СРО) – некоммерческая организация, основанная на членстве, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли или рынка предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. СРО обеспечивает необходимый образовательный и профессиональный уровень органов управления МКД. В СРО состоят абсолютно все управляющие компании и ТСЖ, что обеспечивает необходимый уровень профессионализма органов управления домами.

Таблица
Структура энергетического паспорта МКД
Статические данные Динамические данные
Общая характеристика проекта здания Количество проживающих
Расчетные характеристики здания Оснащенность индивидуальными приборами учета (по всем коммунальным ресурсам (КР))
Сведения о функциональном назначении и типе здания Доля энергетических расходов в общих расходах МКД
Объемно-планировочные и компоновочные показатели здания Удельный расход каждого КР на одного проживающего в год
Показатели энергоэффективности и теплотехнические показатели Удельный расход каждого КР на 1 м 2 общей площади МКД в год
Сведения о сопоставлении с нормируемыми показателями Доля затрат в местах общего пользования для каждого КР
Рекомендации по повышению энергоэффективности здания Расчетные потери КР в сетях
Класс энергоэффективности здания Планируемый объем затрат на мероприятия по энергосбережению

Функции науки

Представим функции науки на примере г. Екатеринбурга, где научным флагманом развития энергосберегающих знаний и технологий в настоящее время является ГУ СО «Институт энергосбережения», разрабатывающий следующие направления:

1. Аналитика и прогнозирование:

  • анализ производства и потребления, ввоза и вывоза ТЭР в регионе, расчеты топливно-энергетического баланса региона;
  • сценарные условия и прогноз энергоэффективности экономики региона;
  • оценка возможных последствий роста тарифов на природный газ и электроэнергию для экономики и бюджета области;
  • обобщение лучшего зарубежного и отечественного опыта.

2. Научно-исследовательская и методическая работа:

  • методики расчета показателей энергоэффективности региональной экономики, отраслей и видов экономической деятельности, регионального топливно-энергетического баланса, рейтинга энергоэффективности муниципальных образований;
  • методики энергообследований систем электро-, теплоснабжения объектов ЖКХ, тепловых сетей, котельных, подразделений электрических сетей;
  • временный регламент согласования энергетических паспортов организаций и технических паспортов котельных;
  • пособие по оценке эффективности работы муниципальных котельных;
  • учебник с грифом УМО «Основы энергосбережения»;
  • электронный учебник «Организация работ по энергосбережению в муниципальных образованиях Свердловской области» (совместно с кафедрой «Энергосбережение» УГТУ-УПИ);
  • серия брошюр для профессионалов энергетического сектора «Энергетическая составляющая успеха».

3. Энергетические обследования (позволяют определить фактическое состояние объекта и его соответствие действующим нормативам; выявить резервы энергосбережения и экономии ресурсов):

  • здания с выдачей вкладыша в энергетический паспорт (экспресс-обследования, тепловизионные, компьютерное моделирование энергетических процессов в здании и рекомендации по их оптимизации с точки зрения экономии ресурсов и комфорта пребывания);
  • предприятия и технологического оборудования (с выдачей энергетического паспорта): котельных, насосных станций и подстанций;
  • инженерных сетей: электро-, тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение, сжатый воздух.

4. Согласование энергетических паспортов и лимитирование:

  • согласование энергетических паспортов организаций и технических паспортов котельных;
  • согласование списков получателей бюджетных средств областного и местных бюджетов с лимитами потребления электрической и тепловой энергии в натуральном выражении (на основании Постановления Правительства Свердловской области от 10.10.08 года № 1084-ПП) .

Функции общества

Управдомы (старшие по домам) совместно с представителями органов Роспотребнадзора и комитета по защите прав потребителей утверждают планы мероприятий по энергосбережению МКД и порядок расчетов за жилищно-коммунальные услуги, возникающий при реализации этих планов. Положительные примеры с указанием степени эффективности проведенных мероприятий по энергосбережению отражаются в материалах СМИ.

Стратегии и концепции модернизации и развития жилищно-коммунального комплекса, реализация стратегического плана развития города и общегородские концепции энергосбережения рассматриваются Общественной палатой города.

Для повышения эффективности управления жилищным фондом необходимо активное взаимодействие с собственниками помещений (развитие института старших по домам) с целью формирования подробных планов развития каждого МКД:

  • финансово-экономическая отчетность и планирование;
  • планы капитального и текущего ремонтов;
  • информационно-аналитическая деятельность;
  • утверждение тарифов на содержание жилья и капитальный ремонт;
  • снижение количества жалоб и обращений.

Функции бизнеса

Управляющие компании, оказывающие жилищно-коммунальные услуги потребителям, являясь представителем интересов собственников помещений МКД (заказчиков), заключают энергосервисные договоры с частными компаниями, которые занимаются мероприятиями энергоаудита и энергосервиса. В последнее время уже формируется рынок услуг энергосервиса.

Энергетическое обследование (энергоаудит) – сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверных сведений об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.

Энергосервисный договор (контракт) – договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.

Энергосервисная компания имеет следующие направления работы:

1. Паспортизация МКД.

По каждому МКД в управлении необходимо сформировать энергетический паспорт, содержащий статические и динамические показатели (таблица). Кроме того, показатели (индикаторы) энергоэффективности должны удовлетворять определенным требованиям, например, однозначность, устойчивость, надежность, эффективность, селективность, объективность и т. п. .

2. Выполнение комплекса расчетно-аналитических работ по энергоэффективности зданий:

  • сравнительный анализ объемов потребления;
  • расчет обоснованных нормативов потребления коммунальных услуг;
  • анализ эффективности энергосберегающих мероприятий;
  • написание технических заданий на проекты автоматизации;
  • научное и информационно-аналитическое обеспечение деятельности УК (взаимодействие с ГУ СО «Институт энергосбережения»).

3. Определение источников финансирования работ по энергосбережению МКД.

По решению общего собрания собственников помещений МКД часть доходов каждого дома направляется в специальный фонд энергосбережения МКД. Возможными источниками могут быть:

  • доля платы за капитальный ремонт в зависимости от необходимости МКД в капитальном ремонте;
  • дополнительные доходные источники МКД (размещение средств наружной рекламы или оборудования операторов связи, сдача в аренду помещений, относящихся к общему имуществу МКД);
  • положительный экономический эффект от мероприятий по энергосбережению (разница показаний общедомовых приборов учета с нормативами потребления коммунальных услуг в данном доме).

4. Установка общедомовых приборов учета энергоресурсов.

5. Определение приоритетов включения домов в титульные списки по проведению капитального ремонта с обеспечением мер по энергосбережению.

Также необходимо рассмотреть вопрос о проведении ремонта систем центрального отопления в домах, а также о модернизации инженерных систем .

6. Установка индивидуальных (квартирных) приборов учета энергоресурсов.

По установке индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения и двухтарифных приборов учета электроэнергии в домах проводятся:

  • расчет необходимого количества индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения, электроэнергии для рентабельности установки;
  • информационные акции (реклама);
  • подписание договоров на рассрочку платежей за установку индивидуальных приборов учета (возможность оплаты из разницы показаний индивидуальных приборов учета с нормативами потребления);
  • установка приборов;
  • опломбирование и предоставление данных для расчета.

Необходима установка индивидуальных приборов учета с возможностью автоматизированного учета данных (дистанционного снятия показаний), а также установка индивидуальных приборов учета электроэнергии с возможностью отключения в случае наличия задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в установленном законом порядке.

7. Расчет энергоэффективности включает:

  • проведение тепловизионных обследований МКД после завершения ремонтных работ;
  • осуществление индивидуальной настройки энергетических параметров после внедрения энергосберегающих мероприятий в каждом доме;
  • приведение энергопотребления всех домов к единому значению норматива на квадратный метр (в порядке очередности);
  • составление рекомендаций по энергосбережению.

8. Обслуживание инженерных сетей МКД в соответствии с правилами эксплуатации.

Расчет эффективности предлагаемых мероприятий по энергосбережению, проводимых управляющими компаниями сферы ЖКХ г. Екатеринбурга

Для примера рассмотрим реальный многоквартирный дом общей жилой площадью 7 234, 84 м 2 , в нем 156 квартир, средняя площадь каждой − 46,38 м 2 , количество зарегистрированных граждан – 349.

Общедомовой прибор учета тепловой энергии (отопления и горячего водоснабжения) установлен в декабре 2008 года, что позволяет сравнивать фактическое и рассчитанное по балансовому методу значения потребления энергетических ресурсов 2008 и 2009 годов по месяцам.

Общедомовой прибор учета холодного водоснабжения и водоотведения установлен с момента сдачи в эксплуатацию МКД. Все квартиры оснащены индивидуальными приборами учета водоснабжения и водоотведения (размер платы за отопление рассчитывается по нормативу потребления и корректируется 1 раз в год в соответствии с предъявкой поставщика).

На рис. 1 приведено сравнение суммарных показаний индивидуальных приборов учета с нормативным потреблением коммунальных услуг: отопления, водоснабжения и водоотведения. Там же представлено соотнесение объемов потребления поставщиков коммунальных услуг, рассчитанных по балансовому методу и определенных по общедомовым приборам учета до и после проведения мероприятий по энергосбережению (ремонт и замена внутридомовых инженерных сетей, использование энергосберегающих материалов при капитальном ремонте МКД (строительных) и для отопления и освещения мест общего пользования (расходных)). Расчет произведен по тарифам 2009 года.

Рисунок 1.

На рис. 2 показан эффект от установки приборов учета тепловой энергии (стоимостью 170 тыс. руб.) и проведения первоначальных энергосберегающих мероприятий (стоимостью 300 тыс. руб.). Как видно из рисунка, окупаемость соответствующих мероприятий происходит в течение года.


Рисунок 2.

Эффект от установки приборов учета (ОПУ и ИПУ) энергоресурсов и проведения энергосберегающих мероприятий (ЭСМ)

Эффект от установки приборов учета водоснабжения в квартире с двумя стояками водоснабжения (стоимостью 9 тыс. руб.) общей площадью 52 м 2 с тремя зарегистрированными и фактически проживающими гражданами приведен на рис. 2. Как видно из рисунка, срок окупаемости установки приборов для уменьшения платежей из-за разницы фактического потребления с нормативами составляет около года.

Таким образом, повышение энергетической эффективности жилых зданий должно стать комплексным процессом, в который вовлечены все социальные институты, каждый из которых решает свои задачи, и особое место в котором занимает бизнес в лице энергосервисных организаций. Положительный эффект энергосбережения ощутим на всех уровнях хозяйственной деятельности в стране.

Литература

1. Энергосбережение в жилищной и коммунальной сфере [Текст]: учеб. / Под общ. ред. Л. Н. Чернышова. – М., Екатеринбург: ООО «ИРА УТК», 2008. – 426 с.

2. Высокинский Д. Г. Пообъектный учет в системе управления многоквартирным домами в условиях реформирования ЖКХ [Текст] / Д. Г. Высокинский, А. М. Платонов // Материалы докладов НПК «Социально-экономическая политика современной России: проблемы и пути их решения». – Екатеринбург, 2009. – С. 66–70.

3. Фирсанова Е. Реформа ЖКХ: управляющие компании и ресурсоснабжение в оценках экспертов [Текст]: доклад / Е. Фирсанова. – М.: Профи-групп, 2007. – 56 с.

4. ГБУ СО «Институт энергосбережения» (ИНЭС). Функции ИНЭС / [Электронный ресурс]: http://www.ines-ur.ru/enersave_1.html.

5. Андреев А. Б. Энергоаудит – это атака на теплопотери в жилых домах [Текст] / А. Б. Андреев // Жилищное и коммунальное хозяйство. – 2010. – № 1. – С. 7–12.

Прошло 7 лет с даты принятия федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Но в том, что касается экономии энергоресурсов, сектор ЖКХ остается проблемным.

Не везде налажен достоверный учет потребляемых энергоресурсов, не работают программы энергоэффективных капитальных ремонтов, мероприятия по энергосбережению проводятся точечно и не дают ощутимой экономии энергоресурсов. При этом эффективность таких мероприятий в отдельности может быть высокой, но без комплексного подхода результат будет низким.

Проблема энергосбережения в многоквартирных домах

По данным Росстата, 80% МКД построены до 1999 г. К ним применялись устаревшие строительные нормы и правила (СНиП), которые не отвечают современным требованиям энергоэффективности. Типовой дом в центральной России потребляет на 70% больше тепловой энергии, чем аналогичный МКД, построенный после принятия закона об энергосбережении.

Типовое строительство предполагало быстрое и максимально дешевое расселение коммунальных квартир и бараков. Дома собирались из готовых железобетонных панелей. Росли новые микрорайоны, отапливаемые дешевым низкокалорийным газом. Когда газ стоит 2 копейки за кубометр, им можно отапливать не только здание, но и улицу. Изначально типовое жилье рассматривалось как временное, но после распада СССР осталось постоянным, а цена газа увеличилась в несколько раз.

В России отопительный сезон длится до полугода. При текущих ценах на энергоносители отапливать панельные дома становится очень затратно. Особенно когда жильцы платят не только за потребленные гигакалории, но и за перетопы. По оценке экспертного сообщества, рациональное использование энергоресурсов в МКД сократит энергетические затраты на 30-35%.

Постоянный рост тарифов на коммунальные услуги сдерживает снижение финансовой нагрузки на бытовых потребителей. Для того, чтобы снизить затраты на треть, необходимо не только внедрять технологии энергосбережения в жилых домах, но учиться рациональному энергопотреблению. Андрей Хлопонин, Исполнительный директор НП «СРО Энергосбережения и Энергоэффективности СКФО»

Закон об энергосбережении поставил перед управляющими компаниями и ТСЖ задачу комплексной модернизации жилого фонда с применением современных технологий энергосбережения. Но государство не снабдило сектор ЖКХ инструментами для ее выполнения. В результате, энергосбережение в жилых домах обросло проблемами:

  • управляющие компании не заинтересованы в проведении энергосберегающих мероприятий, которые требуют вложений с длинным сроком окупаемости;
  • не хватает собственных ресурсов для финансирования этих проектов, особенно в условиях массовых неплатежей;
  • возможности Фонда содействия реформе ЖКХ ограничены, а банками все еще не разработаны механизмы льготного кредитования мероприятий по энергосбережению;
  • руководители управляющих компаний и ТСЖ не имеют системного восприятия закона об энергосбережении и не способны комплексно решать поставленные в нем задачи;
  • формальное исполнение требований и предписаний превратилось в «латание дыр», за которыми не следует ощутимого экономического эффекта.

Проблемы решаются, если опираться не на букву закона об энергосбережении, а на его суть. Требования закона нужно пропускать через собственный опыт. Главная задача человека, ответственного за энергосбережение в МКД - понять, какая цель стоит за тем или иным положением, и разработать эффективный план действий.

Базовые положения закона об энергосбережении

Разберемся, что закон требует от управляющих компаний и ТСЖ.

Требования к содержанию общедомового имущества включают в себя проведение энергосберегающих мероприятий (Ст. 12, ч. 4).

В обязанности руководителей УК и ТСЖ входит формирование программ энергосбережения в своих домах. Но планированию всегда должно предшествовать энергетическое обследование МКД - энергоаудит. Без него проведение энергосберегающих мероприятий будет бессистемным и не даст возможности оценить реальный эффект от их проведения.

Ответственные за содержание МКД минимум раз в год должны разрабатывать мероприятия по энергосбережению и предлагать их собственникам помещений (Ст. 12, ч. 7).

На основе данных энергоаудита нужно расставить приоритеты и сформулировать программу энергосбережения. А затем ежегодно ее корректировать с целью снижения расходов на проведение мероприятий. Каждый год на рынке энергосбережения появляются новые технологии и материалы. Многие из них могут оказаться дешевле и эффективнее, чем внесенные в программу, или иметь более короткие сроки возврата инвестиций.

Собственники помещений в МКД должны установить в домах приборы учета: общедомовые, индивидуальные и - если квартира коммунальная - общие (Ст. 13, ч. 5).

На практике задача по установке приборов учета оказалась непростой. Собственники жилых домов поняли, что по нормативу платить дешевле, чем по факту. Жильцы стали массово отказываться от установки счетчиков, что привело к нарушению сроков исполнения закона.

Для стимулирования потребителей к установке приборов учета в сентябре 2015 года Минстрой РФ ввел повышающие коэффициенты для тех жильцов, кто еще не установил у себя приборы учета.

На 1 января 2015 г. оснащение МКД индивидуальными счетчиками электроэнергии составило 95,5%, горячей воды - 68%, холодной воды - 65,5 %, тепла - 6,6%.

Переход к оплате коммунальных услуг «по факту» при добросовестном и рациональном энергопотреблении позволяет экономить до 50% денежных средств, а установка счетчиков окупается за 18 месяцев.

Эффект от установки многотарифных счетчиков электроэнергии в помещениях общего пользования составляет 40% при 5-месячном сроке окупаемости.

Экономия тепла в МКД

В условиях российского климата потребление тепловой энергии и горячей воды составляют 60-75% от общего потребления энергоресурсов в МКД. Показатель зависит от продолжительности отопительного сезона, вида ограждающих конструкций и степени изношенности внутридомовых сетей. Поэтому мероприятия по снижению теплопотребления и теплопотерь наиболее важны для управляющих компаний и ТСЖ.

Теплоизоляция МКД

  1. Устройство двойных тамбуров, установка доводчиков и конопатка щелей сокращает потери тепла в местах общего пользования. Одна только замена деревянных оконных рам на пластиковые стеклопакеты снижает годовое потребление тепла на 20%, экономя от 4 до 10 кВт/м3.
  2. Восстановление межпанельных швов дает дополнительную экономию 2 кВт/м3.
  3. Теплоизоляция чердаков и подвалов позволяют экономить еще 10% тепла.
  4. Утепление крыши снижает до 20% теплопотерь при сроке окупаемости 12 лет.
  5. Теплоизоляция внешних стен и перекрытий сэкономит от 4 до 12 кВт/м3 в год при окупаемости 21 год.

Проведение мероприятий по утеплению ограждающих конструкций нецелесообразно, если целью ставится исключительно энергосбережение в МКД. У них слишком долгий срок возврата инвестиций - 12 лет для утепления кровли и 21 год для внешних стен. Но в этих мероприятиях заложен самый высокий потенциал энергосбережения, поэтому их рекомендуется выполнить при плановом капитальном ремонте, если собственники помещений в МКД на это согласны.

Оптимизация потребления тепловой энергии

  1. Замена неисправной запорной арматуры и отдельных участков трубопроводов устраняет утечку горячей воды и теплоносителя.
  2. Теплоизоляция трубопровода сокращает годовые потери тепла на 2-3 кВт/м3.
  3. Модернизация теплового узла снижает теплопотребление МКД на 30%.
  4. Монтаж системы постоянной циркуляции горячей воды уменьшает ее расход на 30% при сроке окупаемости от 2 до 5 лет.
  5. Установка реле времени циркуляционного насоса позволяет регулировать теплоотдачу системы отопления согласно суточной потребности графику, что снижает потребление тепла на 10%, и на 30% в сочетании монтажом термостатных вентилей на отопительных приборах.

При текущем дисбалансе тарифов на тепловую энергию и газ дополнительные возможности экономии дает устройство автономной системы теплоснабжения - крышной котельной.

Во-первых, стоимость 1 Гкал тепловой энергии, произведенной в автономной котельной, в два раза ниже, чем цена за 1 Гкал тепла у теплоснабжающей организации.

Во-вторых, современные мини-котельные можно включать, выключать и регулировать независимо от графиков и режимов центральной котельной. Если на улице установилась плюсовая температура, можно прикрутить вентиль. Это сразу уменьшит расход газа, а сам процесс длится не более минуты. Теплоснабжающие организации не занимаются тонкой настройкой под климат, и чтобы не задохнуться от жары, жильцы открывают окна, а потом оплачивают перетопы.

Экономия воды в МКД

Экономия воды не так актуальна для управляющих компаний и ТСЖ. За исключением случаев, когда технологические потери на ОДН приближается к потреблению на личные нужды собственников помещений. Чтобы выявить причины высокого ОДН, проведите аудит системы водоснабжения.

Причинами высокого ОДН могут быть утечеки в трубопроводах, неисправные приборы учета, бытовое воровство, манипуляция недобросовестных жильцов с показаниями. Большинство причин, приводящих к высокому ОДН, решается установкой АСКУВ - автоматизированной системы коммерческого учета воды . Окупаемость такой системы для жилого дома, в зависимости от выбранной технологии, составляет от 10 месяцев.

Экономия электроэнергии в МКД

Потребление электроэнергии на общедомовые нужды наименее заметны в структуре энергопотребления МКД. Даже если в подъезде будут одновременно гореть 10 ламп накаливания (10 * 60 = 100 Вт), это меньше, чем потребляемая мощность одного квартирного кондиционера (800 Вт). Поэтому эффект от мероприятий по сбережению электроэнергии будет не очень заметен.

При этом установка в подъездах светодиодных ламп, датчиков движения и реле времени, которые включают лампы только в темное время суток, выглядит эффектно и стимулирует население к экономии в быту. Возможно, поэтому управляющие организации часто начинают внедрение программы энергосбережения с этих малозатратных мероприятий.

Интеллектуальные системы учета

Задачу повышения энергоэффективности жилого фонда невозможно решить без достоверного учета потребления ресурсов. Об этом говорит Михаил Мень, министр строительства и ЖКХ РФ.

Эффект мероприятий по энергосбережению в многоквартирных домах невозможно определить без достоверного учета потребления энергетических ресурсов. Проблема активно решается, принят ряд мер, стимулирующих установку общедомовых и квартирных счетчиков. Сегодня основная задача – перейти к интеллектуальному учету, снятию показаний в режиме реального времени. С 2017 года расходы на ОДН включаются в плату за жилищную услугу вместо коммунальной. Это стимулирует управляющие компании внедрять умные системы учета. Михаил Мень, министр строительства и ЖКХ РФ

В продолжение статьи.