Баллы для аттестации врачей. Аккредитация медицинских работников: алгоритмы и схемы прохождения

Давайте разберемся что такое НМО и зачем это нужно врачам.

НМО

НМО - непрерывное медицинское образование. Новая форма получения сертификата для осуществления профессиональной деятельности.

Раньше, чтобы получить новый сертификат, необходимо было пройти курс повышения квалификации в объеме 144 часов. Назовем этот путь «старой» программой.

С 1 января 2016 года произошли изменения в допуске к профессиональной деятельности. «Новая» программа называется - аккредитация специалиста .
Обновление от 19 июня 2017 - Переход к системе НМО необязателен - .

Если вы получили последний сертификат до 1 января 2016 года

Чтобы получить новый сертификат - выберите один из двух вариантов:

  1. Пойти по «старой» программе. В объеме 144 часа с получением сертификата.
  2. Пойти по «новой» программе. В этом случае 144 часа делятся на 108 + 16 + 20 часов:
    108 часов - прохождение цикла в ВУЗе;
    16 часов - участие в мероприятиях: конференции, семинары, мастер-классы, онлайн вебинары, интернет-лекции;
    20 часов - при самостоятельном изучении электронных учебных модулей.
    В итоге получаются те же 144 часа, Вы получаете сертификат на следующие 5 лет.

Если вы получили последний сертификат после 1 января 2016 года

Вариантов нет, Вы вошли в систему НМО.

Обновление от 19 июня 2017 - Переход к системе НМО необязателен даже для тех, кто получил сертификат после 1 января 2016 года - .

Как войти в систему НМО:

  1. Регистрируетесь на порталах Координационного совета и «РосМинздрава»;
  2. Обучаетесь по индивидуальному пятилетнему циклу;
  3. Получаете допуск к аккредитации;
  4. При успешном прохождении аккредитации получаете сертификат сроком на 5 лет.

В системе НМО меняется количество часов. Вместо привычных 144 часов - 250.

250 часов делятся на пять лет, по 50 часов в год:

  • 14 часов - образовательные мероприятия: конференции, мастер-классы, электронные учебные модули.
  • 36 часов - циклы в ВУЗах. Вы можете пройти один цикл в объеме 36 часов или два цикла по 18 часов.

В год необходимо набрать 50 часов, если Вы наберете больше, они не будут учитываться. В итоге за пять лет вы набираете 250 часов и получаете допуск к аккредитации.

Как перейти к НМО

Чтобы Вам перейти к НМО, нужно зарегистрироваться на двух порталах. На сайте Координационного совета http://www.sovetnmo.ru/ и на портале «РосМинздрав» http://edu.rosminzdrav.ru/

Индивидуальный план обучения

Для НМО Вам нужно составить индивидуальный план обучения.

Информация о новых учебных мероприятиях и электронных учебных модулях размещена на сайте Координационного совета http://www.sovetnmo.ru/. После регистрации вы сможете выбирать мероприятия, которые планируете посетить. Выбранные мероприятия появятся в разделе «План обучения».

А в личном кабинете на портале «РосМинздрав» http://edu.rosminzdrav.ru/ размещена информация о всех циклах повышения квалификации в ВУЗах.

Баллы за мероприятия и что с ними делать

Для определения трудоемкости в НМО применяют баллы. Один балл равен одному академическому часу. При получении свидетельства, обратите внимание на количество баллов. В зависимости от того сколько часов длилось мероприятие, столько баллов вы получите. Максимально за одно мероприятие можно получить 12 баллов.

Чтобы использовать полученные баллы за мероприятия вновь обратитесь к сайту Координационного совета http://www.sovetnmo.ru/. Зайдите в раздел «План обучения», введите код в поле и сразу увидите информацию о пройденном мероприятии. Информация об изучении электронных образовательных модулей добавляется в раздел «План обучения» автоматически.

В следующих выпусках

  • Как зарегистрироваться?
  • Как и зачем связывать порталы?
  • Как составить индивидуальный план обучения?

Пишите вопросы в комментариях - ответим.

Чтобы узнать о новых статьях: подписывайтесь

На вопрос, повторно заданный по проблемам обучения в системе НМО в 2016 году, так как предыдущее письмо из МЗ РФ не внесло ясности для врачей, получивших сертификат специалиста в 2016 году, и для специалистов с немедицинским образованием.

ВОПРОС:

Просим разъяснить, имеют ли право специалисты, получившие сертификат после 1 января 2016 года, не набирать кредиты по системе НМО до принятия изменений в Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 августа 2012 г. N 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» (далее - Приказ 66н)?

Как в дальнейшем для таких специалистов будет проходить переход на систему НМО и аккредитации?

Когда и по какому алгоритму будут включены в систему НМО и аккредитации специалисты с высшим (немедицинским) образованием?

Эти вопросы связаны с тем, что, несмотря на отсутствие изменений в Приказе 66н, касающиеся НМО и аккредитации, на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования http://edu.rosminzdrav.ru, размещена информация о том, что «…если Вы получили сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста после 1 января 2016 года, то Ваше обучение по данной специальности будет проходить в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования в виде индивидуального пятилетнего цикла обучения по соответствующей специальности».

ОТВЕТ:

Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении рассмотрел Ваше обращение, поступившее на официальный сайт Минздрава России, и сообщает следующее.

В соответствии с федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

При этом до 1 января 2026 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.

Аккредитация специалиста - процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно. Сроки и этапы указанного перехода, а также категории лиц, подлежащих аккредитации специалистов, определяются уполномоченными органами государственной власти. О категориях лиц, подлежащих аккредитации специалистов, Вы можете узнать в приказе Минздрава России от 25.02.2016 № 127Н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов».

Медицинские работники, которые прошли процедуру сертификации в 2016 году, включаются в образовательный процесс по системе непрерывного профессионального развития. Сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам, действуют до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного на них срока. В дальнейшем по окончании срока действия сертификата и выполнения условий освоения пятилетнего цикла системы непрерывного профессионального развития специалисты начнут проходить повторную аккредитацию.

Для включения в систему непрерывного медицинского образования (пятилетний цикл обучения по интересующей специальности) специалисту необходимо обратиться с заявлением и копиями документов в Российский национальный исследовательский университет им. Н.И. Пирогова по адресу: 117997, г. Москва, ул. Островитянова, д.1 или по адресу электронной почты: [email protected] или зарегистрироваться и завести личный кабинет на сайте: edu.rosminzdrav.ru

Одновременно сообщаем, что Минздравом России завершена подготовительная работа к широкому внедрению системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования, определяющей рабочее место как мощную образовательную среду для индивидуального и группового обучения, а широкомасштабное ее внедрение с использованием современных образовательных технологий позволит обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки с учетом современных требований.

В настоящее время дорабатывается нормативная база системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования, которая позволит учитывать различные виды образовательной активности - обучение по дополнительным профессиональным программам, участие в очных образовательных мероприятиях и освоение дистанционных образовательных модулей. В рамках системы разработка и реализация дополнительных профессиональных программ осуществляется организациями, имеющими лицензию на дополнительное профессиональное образование, а образовательных мероприятий и модулей - профессиональными некоммерческими организациями.

Информационная поддержка системы обеспечивается Порталом непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России, обеспечивающим планирование и учет образовательной активности специалистов, включая обучение по программам повышения квалификации (edu.rosminzdrav.ru). Обеспечение контроля освоения образовательных мероприятий и дистанционных образовательных модулей в рамках реализации модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования осуществляется сайтом Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования (sovetnmo.ru).

На интернет-портале размещены более 5 тысяч программ повышения квалификации в т.ч. реализуемых с использованием симуляционных курсов, дистанционных образовательных технологий, стажировок. Выбор программы повышения квалификации и организаций осуществляется врачами с использованием технических возможностей интернет-портала, на котором размещены также около 500 образовательных модулей, разработанных с учетом принципов доказательной медицины, стандартов и порядков оказания медицинской помощи и федеральных клинических рекомендаций, и около 3000 образовательных мероприятий (семинаров, конференций, вебинаров и мастер-классов и др.), проводимых профессиональными сообществами.

Минздравом России во все Всероссийские профессиональные медицинские сообщества направлено письмо о необходимости разработки дистанционных образовательных модулей, ведется работа по обеспечению всех специальностей достаточным количеством образовательных мероприятий и образовательных материалов, в том числе, и путем предоставления возможности освоения модулей и участия в мероприятиях по смежным дисциплинам.

Дополнительно сообщаем, что после вступления в силу нормативно-правового акта о системе непрерывного образования специалистам, получившим сертификат специалиста в 2016 году, будет предоставлена возможность изменения запланированной индивидуальной траектории обучения в системе НМО.

В настоящее время в работаю в должности старшего преподавателя вуза, и очень часто мне приходится отвечать на возникающие у студентов вопросы, связанные с их будущей профессией, в том числе касающиеся аккредитации. Чтобы мои знания не носили чисто теоретический характер, я решила провести эксперимент, и на собственном опыте проверить, как проходит процесс зачисления баллов в системе непрерывного фармацевтического образования. Вот что из этого получилось.

Внедрение системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования идет полным ходом. Провизоры, уже имеющие на руках действующий сертификат специалиста, могут пройти процедуру ресертификации в любое время до 2021 года. И пока для них вопрос набора баллов, или кредитов, или зачетных единиц (ЗЕТ) не является актуальным. Другое дело – провизоры, получившие диплом вуза в 2016 году и позднее. Они должны уже в этом году начинать набирать баллы в системе НМО.

Первый шаг, без которого не может идти речи ни о каких баллах, это регистрация на портале для специалистов в сфере здравоохранения Портал www. edu.rosminzdrav.ru обеспечивает организацию и учет образовательной активности в рамках непрерывного медицинского и фармацевтического образования.

Второй шаг – регистрация на другом портале www.sovetnmo.ru . Это – сайт координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Путем несложной процедуры оба сайта синхронизируются в личном кабинете.

Важный момент – только мероприятия, аккредитованные на втором сайте, дают кредиты освоившим их специалистам. Со списком планируемых мероприятий можно ознакомиться там же.

О подходящем мероприятии, которое принесло мне целых шесть кредитов, я узнала случайно, от коллег, буквально за сутки до его начала. Это была очная научно-практическая конференция «Организация надлежащей аптечной практики субъектами розничной торговли товарами аптечного ассортимента». Можно было, вероятно, спланировать участие заранее, но для этого необходимо было, как я теперь понимаю, регулярно самой отслеживать информацию на сайте.

Проходившая в Москве обучающая конференция заинтересовала руководителей аптечных учреждений, зал был полон. Из плюсов отмечу актуальный материал, хорошую подачу (спасибо спикеру Елене Неволиной, исполнительному директору НП «Аптечная гильдия»). Также заведующие аптек имели возможность задать интересующие их вопросы и получить на них ответы. На слайдах было много информации, связанной с нормативной документацией, записать которую полностью от руки не представлялось возможным без превращения конференции в диктант. Поэтому обещание организаторов предоставить материалы вызвало у коллег одобрение. Через несколько дней я получила презентации на свой электронный адрес.

Не обошлось без проверки усвоения аудиторией информации конференции. Слушателям были предложены тестовые задания по обсуждаемой теме. На мой субъективный взгляд, вопросы были несложными. Именной сертификат участника с кодом, по которому зачисляются кредиты, выдавался в бумажном виде по окончании мероприятия. Организаторы приложили инструкцию, как осуществить процесс зачисления баллов. Судя по тому, что баллы видны в моем личном кабинете, я, следуя рекомендациям, успешно внесла это мероприятие себе в портфолио и получила шесть баллов.

Было ли то, что мне не понравилось, или вызвало вопросы? По итогам первого мероприятия я могу отметить только один существенный минус – механизм информирования о них. О предстоящей конференции по моей специальности, за участие в которой можно получит целых шесть баллов (есть мероприятия, дающие всего 1-3 балла), я узнала случайно. Было бы неплохо получать рассылку о намечающемся образовательном семинаре, если уж есть регистрация на сайте НМО и указана специальность, по которой имеется сертификат. Возможно, такая функция есть, но пока ни об одном аккредитованном мероприятии я из рассылки не узнала.

На этом мой опыт получения баллов не ограничился. Как преподаватель, я нуждаюсь в новой актуальной информации, поэтому участвую в том числе и в дистанционных образовательных мероприятиях – онлайн-семинарах. О них я не нашла информации ни на сайте Национальной фармацевтической палаты, ни на ресурсе Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Информацию об онлайн-семинарах я получаю из регулярных рассылок, выбираю интересующую меня тему и удобное для меня время, а потом в течение часа слушаю трансляции видеолекций через интернет.

Причем за сутки до начала мероприятия приходит СМС-уведомление плюс письмо на e-mail о том, что я на него зарегистрировалась. То же самое происходит перед самым началом семинара. Из трех онлайн-семинаров я не пропустила ни одного только благодаря напоминаниям. В конце семинара предлагается контрольное тестирование, успешное прохождение которого плюс присутствие на семинаре не менее 45 минут гарантируют получение ссылки на сертификат участника, в котором есть код для начисления баллов. За онлайн-семинары полагается от 1 до 3 кредитов. На личной странице доступна также презентация лектора.

Не обошлось и без проблем. Не всегда прослушанные презентации открываются корректно. Но главное – начислить баллы на сайте НМО я не смогла, несмотря на соответствие специальности, наличие инструкции, уникальный код на сертификате и регистрацию на всех возможных ресурсах, связанных с непрерывным медицинским и фармацевтическим образованием. Вполне возможно, я что-то сделала неправильно... На мой взгляд, если уверенный пользователь ПК в течение часа не может внести информацию в портфолио – это сигнал для разработчиков программного обеспечения. А возможно, мероприятие не аккредитовано на сайте,указанном выше...

В любом случае, в данный момент еще происходит отработка технических деталей, и хочется верить, что к моменту полного перехода всех без исключения специалистов медицины и фармации к аккредитации эти проблемы останутся в прошлом.

Об аккредитации медработников и новой системе НМО С 2016 года российских медиков ждут большие перемены: сертификация и циклы повышения квалификации раз в 5 лет уйдут в прошлое. Вместо этого будут аккредитация и новая система непрерывного медицинского образования. Что конкретно изменится для врачей, и как будут внедряться новшества, рассказал член Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования минздрава России Залим Балкизов. Как будет проходить аккредитация врачей с 2016 года? Согласно федеральному закону № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», с 1 января 2016 года сертификацию медицинских работников заменит аккредитация. Свидетельство об аккредитации будет допуском к медицинской и фармацевтической деятельности. Первыми его получат новоиспеченные стоматологи и фармацевты – выпускники медицинских вузов 2016 года. А с 2017-го аккредитация ждет всех остальных выпускников. Процедура будет включать три этапа: тестирование, оценку компетенций на симуляционном оборудовании, решение клинических задач. Причем задания для первого этапа уже известны: на сайтах Минздрава России (www.rosminzdrav.ru) и Методического центра аккредитации (www.ffos.ru) опубликованы 3500 тестов по стоматологии и 3200 – по фармации. Из этих вопросов будут составлять индивидуальные наборы заданий для экзамена – его можно «прорепетировать» онлайн. В режиме подготовки система предложит 60 заданий с четырьмя вариантами ответов и даст на их решение 90 минут. Все, но не сразу Аккредитацию медиков будут внедрять поэтапно. Так что пока разрешение на работу еще можно получить «по-старинке». Сертификаты специалистам, уже работающим в системе здравоохранения продолжат выдавать до 2021 года, а действовать они будут до 2026 года. Повышение квалификации по-новому Еще одна важная реформа 2016 года – внедрение новой модели непрерывного медицинского образования (НМО). Повышать квалификацию врачи и медсестры теперь будут не один раз в 5 лет, а постоянно. «Сложившаяся практика, когда медработник повышает квалификацию раз в пятилетку, давно устарела, – уверен Залим Балкизов. – При такой системе дополнительного профессионального образования (ДПО) знания врача обновляются медленнее, чем сама медицина. Наука не стоит на месте: постоянно внедряются современные методы лечения и диагностики, на рынок выходят новые лекарства. А некоторые привычные препараты, напротив, выходят из оборота, потому что обнаружились серьезные побочные эффекты, или лекарство стало бесполезным. Едва ли врач будет знать все это, обучаясь раз в 5 лет. Тем более что циклы повышения квалификации зачастую сводятся к повторению изученного на 6 курсе медицинского вуза». Как изменится дополнительное образование медработников? Предполагается, что новая модель непрерывного медицинского образования поможет упорядочить «разболтавшуюся» систему ДПО. Чем же новая модель НМО будет принципиально отличаться от старой? Вместо 144 часов повышения квалификации 1 раз в 5 лет, которые умещались в 4 недели, у медиков будет 250 часов обучения в течение 5 лет. За год медработник обязан набирать не меньше 50 часов (или баллов) образовательной активности. «Не обязательно получать баллы за один раз, – поясняет Залим Балкизов. – Врач может пройти короткие обучающие циклы по 18 часов, посетить конференцию, дистанционно изучить электронные образовательные модули и т.д. Где совершенствовать знания – на конференциях, симуляционных тренингах, мастер-классах или привычных циклах повышения квалификации – специалист решает сам. Но выбирать виды образовательной активности можно только из тех, что одобрены Координационным советом минздрава России по непрерывному образованию. Таких материалов уже предостаточно на сайте edu.rosminzdrav.ru . Здесь должен будет зарегистрироваться каждый, кто вступает в систему непрерывного медицинского образования. После этого можно составлять собственный план обучения, выбирать электронные материалы и мероприятия, следить за накопленными баллами. «За 5 лет медработнику нужно набрать 250 баллов и подтвердить это отчетом, – продолжает Залим Балкизов. – Причем большую часть всех баллов (от 70%) надо получить именно по своей специальности, а не по смежным». Потом специальная комиссия проверит отчет. Если нареканий не будет, медика допустят к аккредитации. Те, кто пройдут ее успешно, смогут работать дальше и копить баллы для очередного повышения или подтверждения квалификации. Нет баллов – нет аккредитации? Систему НМО, как и аккредитацию медработников, будут внедрять поэтапно. С 2016 года в непрерывное образование включатся те, кто в этом году впервые пройдут аккредитацию или в последний раз получат сертификат. С 2017 года – следующая «партия». Каждый год в систему НМО будут входить по 120-150 тысяч медиков, и в конце концов это коснется всех. – Без портфолио на портале НМО ни один врач не будет допущен к первичной или повторной аккредитации. Следовательно, не сможет дальше работать, – подчеркивает Балкизов. – Вот мой сертификат хирурга действителен до 2017 года. В следующем году я в последний раз пройду сертификационный цикл и сразу вступлю в систему НМО. Если к 2022 году накоплю 250 баллов, смогу пройти реаккредитацию и получу право работать хирургом. А что если по каким-то причинам специалист не успеет набрать заветные баллы? Эксперт Координационного совета обнадеживает: «Будем искать какой-то выход. Дадим дополнительный срок, чтобы медработник прошел интенсивные курсы и добрал недостающие баллы. Так делают в большинстве развитых стран. На них мы и ориентировались, меняя систему непрерывного медицинского образования. НМО в Европе уже давно реализуется по этим принципам: 250 часов – за 5 лет и не меньше 50 часов – в год». «Подводные камни» новой системы Правда, чтобы перейти на европейские стандарты, в российской системе медицинского ДПО надо многое изменить. Пресловутые 250 часов обучения за 5 лет – система совершенно новая для медвузов. А значит, нужно менять учебные программы, согласовывать их с экспертной комиссией минздрава. «Министерство сейчас прорабатывает новую форму обучения – по 18 часов, т.е. всего по два дня, – говорит Залим Балкизов. – За это время врач может посетить симуляционный курс, семинар или мастер-класс, изучить дома часть образовательных материалов. Если разбить на такие «отрезки» все 250 часов обучения, работодателям не нужно будет отпускать врача на целых 4 недели, искать ему специалиста на замену. Так будет удобнее для руководителей, но самим медработникам эта система может не понравиться. Ведь многие расценивают циклы повышения квалификации как дополнительный отпуск и не хотят его терять». Впрочем, сами руководители пока неохотно отпускают врачей даже на однодневные конференции. В подтверждение тому – первые результаты пилотного проекта НМО, который стартовал в России в конце 2013 года и продлится до 2020-го. В рамках проекта 569 участковых терапевтов, врачей общей практики и педиатров из 15 регионов страны начали повышать квалификацию по-новому. И тут же столкнулись со сложностями: руководители медучреждений не отпускают на образовательные мероприятия. Так, конгресс союза педиатров из 20 московских врачей-участников пилотного проекта смогли посетить только три. Есть и другая проблема: далеко не все медики хорошо владеют компьютером и интернетом. А без этих навыков включиться в систему НМО будет трудно. Около 30% участников «пилота» уже признались, что работа с электронным портфолио дается им с трудом. «Участие в пилотном проекте побудило многих специалистов научиться работать в интернете, – комментирует Залим Балкизов. – В итоге часть врачей стала активнее пользоваться интернетом, кто-то купил ноутбук. У людей была потребность получить такие навыки, и они их освоили. А пока врач раз в 5 лет посещает образовательные циклы, ему и не нужен интернет».

C 2016 г. в нашей стране началось поэтапное внедрение системы аккредитации медицинских специалистов.

Медицинская аккредитация - новый правовой институт, пришедший на смену традиционной сертификации. Поскольку процедура аккредитации еще только начинает появляться в практике, в статье даны ответы на некоторые вопросы, связанные с новыми правилами допуска к медицинской деятельности.

В частности, рассмотрены следующие вопросы:

  • отличия аккредитации от сертификации; различия в процедуре аккредитации для медработников с разным уровнем образования и опытом работы;
  • правила выбора схемы обучения для допуска к медицинской деятельности;
  • особенности действия процедуры сертификации после 01.01.2016 года.

Допуск к медицинской деятельности

Традиционным для сферы здравоохранения является собственная регламентированная процедура допуска специалистов к медицинской деятельности. До 2016 года такой процедурой являлась сертификация медиков. На законодательном уровне сертификация всегда была связана с системой получения медицинского и фармацевтического образования, которая выглядела следующим образом: окончив университет, студент должен был пройти программы интернатуры и ординатуры, после чего получал сертификат и допуск к медицинской деятельности, сроком на 5 лет; после окончания 5-летнего срока действия сертификата, медик должен быть направлен медучреждением на повышение квалификации в виде профессионального цикла усовершенствования по своему профилю, снова получал сертификат, действующий еще 5 лет; Чтобы получить новую специализацию, медик направлялся на программы профессиональной переподготовки, или повторно проходил программы интернатуры и ординатуры, получал сертификат по новой специальности, дающий право на осуществление нового вида деятельности на 5 лет.

С 01.01.2016 года обновления ФЗ «Об охране здоровья граждан» установили, что допуск к медицинской и фармацевтической деятельности теперь осуществляется через процедуру аккредитации. Эти обновления вызывают у руководителей медучреждений и самих медработников многочисленные вопросы. О том, что необходимо знать медикам для того, чтобы остаться работать в сфере здравоохранения, мы поговорим далее. Действует ли после 01.01.2016 года процедура сертификации для медработников? Медработники могут получить сертификат специалиста после 01.01.2016 года, но действует она только для определенных категорий специалистов. Как указано в ч. 1.1. ст. 100 ФЗ «Об охране здоровья», план перехода к процедуре медицинской аккредитации является поэтапным и осуществляется с 01.01.2016 года до 31.12.2025 года. Конкретные этапы переходного периода установлены в приказе Минздрава РФ № 127-н от 25.02.2016 года. В таблице ниже нами представлены этапы и сроки аккредитации для разных категорий медработников.

Мы видим, что достаточно процедуры сертификации будет для врачей, которые получили свою специальности до 2016 года, т.к. право на допуск к осуществлению профессиональной деятельности для них действует вплоть до IV этапа аккредитации - до 01.01.2021 года. «Иными» специалистами считаются те медики, которые уже получили профессию до 01.01.2016 года и медработники, получившие специальность после прохождения интернатуры и ординатуры, а также прошли профессиональную переподготовку до 01.01.2018 года. В связи с этим для них предусмотрены особые условия - действие сертификации продлено до 01.01.2021 года. Таким образом, все специалисты, которые прошли специализацию и получили сертификат специалиста до 01.01.2021 года, будут допущены к профессиональной деятельности вплоть до конца срока его действия. В 2026 года абсолютно все медработники должны будут проходить аккредитацию.

Отличия аккредитации от сертификации

Впервые термин «аккредитация» был упомянут в ФЗ «Об охране здоровья граждан в РФ» еще в 2011 году. На данный момент под аккредитацией понимают специальную процедуру, определяющую соответствие претендента требованиям, предъявленным к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности. Большое значение в процедуре аккредитации уделено оценке освоения медработников практических профессиональных навыков. До 2021 года к процедуре аккредитации будут допускаться те претенденты, которые освоили основные образовательные программы на базе Федерального государственного стандарта высшего образования (ФГОС ВО). Особенностью этого ФГОС ВО является практическая направленность обучения, которая включает в себя симуляционные курсы обучения. Это позволяет студентам качественно готовиться к самостоятельной медицинской деятельности. Также процедура аккредитации включает в себя тестирование по специальности. В отличие от сертификации, весь фонд оценочных средств аккредитации представляется студентам в открытом допуске для тренировки. Кроме того, предполагается, что с помощью аккредитации медик может быть допущен к трудовой деятельности в рамках своей основной или смежной специальности. Таким образом, аккредитация отличается от сертификации более специализированной направленностью, является прозрачной процедурой допуска специалистов в профессию, что в совокупности с практикоориентированным образованием позволит наполнить отрасль более подготовленными и профессиональными специалистами.

Основные отличия аккредитации для медиков с разным уровнем образования и опытом работы

На данный момент ответ на вопрос не раскрыт ни в одном из действующих нормативных актов.

Однако, планируется, что процедура аккредитация будет делиться на несколько видов:

  • первичная аккредитация для выпускников высших учебных заведений;
  • первичная специализированная аккредитация для врачей-ординаторов;
  • повторная реаккредитация для всех действующих медработников.

Уже в 2016 году в процедуре первичной аккредитации будут допущены специалисты, окончившие ВУЗы по программам «Стоматология» и «Фармация». В 2017 году через первичную аккредитацию будут проходить все остальные выпускники ВУЗов, в 2018 - специалисты со средним медицинским образованием.

Специализированную аккредитацию, как предполагается, в 2018 году уже будут проходить специалисты, которые получили специальность по программам профессиональной переподготовки и ординатуры. Процедура реаккредитации будет внедрена в здравоохранение с 2021 года. Через повторную аккредитацию будут подтверждать право на занятие профессиональной деятельностью медики и фармацевты, которые уже работают по специальности. Предусмотрено, что для допуска к аккредитации эти работники должны будут предоставить анализ профессиональной деятельности на основании профессионального «портфолио». Как сказано в ч. 3 ст. 69 ФЗ «Об охране здоровья», повторная аккредитация будет проводиться один раз в пять лет. Кроме того, планируется с помощью аккредитации решить давнюю проблему допуска врача к практической работе, когда врач одной специальности не может реализовать навыки по другой специальности, если у него нет соответствующего сертификата специалиста. Приведем пример. На данный момент чтобы самостоятельно провести УЗИ сердца, врач-кардиолог должен пройти профессиональную переподготовку по специальности «Функциональная диагностика» и сдать экзамен по всем дисциплинам специальности, а не только по эхокардиографии. Получается, что вместо углубленного изучения интересующей трудовой функции, врач будет изучать дополнительное количество не ненужных методик. Аккредитация позволит допустить врача к конкретной трудовой функции по своей или смежной специальности и может носить название компетентностной, и являться разновидностью первичной специализированной аккредитации. Однако, требуется разработка дополнительных профессиональных программ и стандартов для внедрения такой системы. Также планируется разработать план процедуры аккредитации для медиков, которые имеют длительные перерывы в практической работе по специальности.

Где и как будет проводиться аккредитация медиков

На Минздрав РФ возложено общее руководство по проведению аккредитации. Предлагалось полностью передать права на проведение аккредитации специалистов профессиональным некоммерческим учреждениям, однако в рамках заседания Совета ректоров медицинских и фармацевтических ВУЗов в 2014 году была разработана концепция, в которой главная роль этих процедур отведена ВУЗам. Эта концепция предлагает систему, которую возглавляет Национальный центр аккредитации, который будет осуществлять методическое руководство процедурой и непосредственно подготавливать экспертов для аккредитационных комиссий. На данный момент названные функции возложены на методический центр аккредитации на базе МГУ им. И.М. Сеченова. Планируется проводить первичную аккредитацию медиков, окончивших ВУЗы, после итоговой аттестации на базе профильных образовательных учреждений высшего образования. Специализированная аккредитация для лиц, закончивших программы профессиональной переподготовки и ординатуры, будет проводиться в окружных центрах организации на базе компаний, отвечающих кадровым и материально-техническим требованиям. Поэтапная система внедрения аккредитации предполагает начало работы таких окружных центров с 2018 года. Предполагается, что на эти центры будут возложены и функции проведения повторной аккредитации, однако, окончательно вопрос еще не решен. Возможно, будут созданы и профессиональные (специализированные) центры аккредитации для медицинских работников по «узким» и «редким» специальностям.

Непрерывное фармацевтическое и медицинское образование

В последней редакции ФЗ «Об охране здоровья граждан» сохранена связь между освоением профессиональных образовательных программ и процедурой аккредитации. Очень много вопросов у медиков вызывает порядок допуска к повторной аккредитации, поскольку с 01.01.2016 года начал осуществляться переход к системе непрерывного фармацевтического и медицинского образования (НМФО).

Основными принципами НМФО названы:

  • последовательность ступеней и уровней образования;
  • непрерывность профессионального образования в течение всей трудовой деятельности специалиста, и персонификация такого образования;
  • обширное использование в процессе обучения информационных технологий;
  • контроль и планирование учебного процесса.

Предполагается, что система допуска медиков и фармацевтов к профессиональной деятельности в рамках НМФО будет включать в себя следующие шаги: первичная аккредитация выпускника после окончания ВУЗа и получение допуска к медицинской деятельности на 5 лет; в этот момент медработник начинает проходить индивидуальный пятилетний цикл обучения по своей специальности, после освоения которого он может быть допущен к повторной аккредитации с получением допуска к практической работы еще на 5 лет; чтобы получить новую квалификацию, медработник может пройти профессиональную переподготовку или ординатуру с последующим прохождением специализированной аккредитации и допуском к полученному виду деятельности также на 5 лет.

Подробно система допуска к профессиональной деятельности в рамках НМФО представлена на схеме ниже.

Для уже действующих и практикующих специалистов обучение в рамках системы НМФО планируется проводить в виде индивидуального пятилетнего цикла.

Это обучение предполагает формирование для каждого специалиста плана обучения по специальности и последующее его освоение в течение 5 лет. По окончанию освоения индивидуального плана, медработник допускается в процедуре аккредитации.

Основные компоненты индивидуального плана обучения:

  • дополнительные профессиональные программы по повышению квалификации, которые реализуются учреждениями, которые имеют лицензию на дополнительное профессиональное образование;
  • образовательные мероприятия, включающие в себя интерактивные дистанционные модули и очные мероприятия (лекции, семинары, конференции), которые реализуются разными образовательными организациями, в том числе и профессиональными обществами.

Трудоемкость такого плана составляет порядка 250 академических часов.

Распределен объем освоения программы на 5 лет, который должен составлять не менее 50 часов в год, которые включают:

  • 36 часов для дополнительных образовательных программ;
  • 14 часов - для различных образовательных программ в виде конгрессов, конференций, семинаров и интерактивных разработанных модулей.
  • Важно отметить, что система непрерывного обучения позволяет специалисту:
  • разрабатывать индивидуальную траекторию обучения;
  • выбирать совместно с работодателем формы обучения и поставщиков образовательных услуг;
  • набирать необходимые по плану часы разными видами образовательной активности, основанными на собственных потребностях и возможностях.

Выбор схемы обучения для допуска к медицинской деятельности

Выбор такой схемы зависит от времени, прошедшего с последней сертификации или аккредитации специалиста. Так, если вы прошли аккредитацию или сертификацию после 01.01.2016 года, то в течение ближайшего времени после допуска к медицинской или фармацевтической деятельности вступить в систему НМФО, зарегистрировавшись на официальном портале системы: edu.rosminzdrav.ru. Если же вы прошли процедуру сертификацию ранее, до 01.01.2016 года, то вариантов несколько.

Вариант 1: можно продолжить работу до окончания срока действия сертификата; до окончания этого срока пройти дополнительное профессиональное повышение квалификации, после чего сдать сертификационный экзамен и получить допуск к работе еще на 5 лет; после получения сертификата вступить в систему НМФО, как было описано выше.

Вариант 2: можно продолжить работу до истечения срока действия сертификата; в это время пройти обучение в рамках непрерывного медицинского образования в соответствии с приказом Минздрава № 837; сдать сертификационный экзамен и получить сертификат еще на 5 лет; после получения сертификата вступить в систему НМФО. Таким образом, мы видим, что изменения в существующей системе допуска медиков к профессиональной деятельности, довольно обширны, что требует повышенного внимания со стороны медработников и их работодателей к изменениям, принятым в сфере обучения медицинских и фармацевтических медработников.